Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белорусская секретная полиция получает новые полномочия

© РИА Новости Сергей Самохин / Перейти в фотобанкЗадержание участников акции протеста движения "Революция через социальные сети" в День Независимости Белоруссии
Задержание участников акции протеста движения Революция через социальные сети в День Независимости Белоруссии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Авторитарный президент Белоруссии пытается еще крепче сжать в кулак бывшую советскую республику при помощи нового закона, который расширяет полномочия и без того могущественной секретной полиции, которая все еще называется КГБ.

Минск –  Авторитарный президент Белоруссии пытается еще крепче сжать в кулак бывшую советскую республику при помощи нового закона, который расширяет полномочия и без того могущественной секретной полиции, которая все еще называется КГБ.

Помимо снятия ограничений на использование оружия сотрудниками КГБ, законодательство позволяет сотрудникам КГБ взламывать дома и офисы, что еще больше упрощает президенту Александру Лукашенко задачу помещения своих политических оппонентов за решетку.

Новый запрет на получение иностранного финансирования подразумевает двухгодичный тюремный срок за неподчинение, в то время как призыв к антиправительственному протесту может караться сроком до трех лет. Правительство также расширило понятие государственной измены так, что подозрение теперь может лечь на любого сотрудника иностранной компании.

Олег Гулак, руководитель Белорусского хельсинкского комитета, заявил, что правоохранительные органы страны получили такие же полномочия, какие были у советской секретной полиции во времена Сталина.

Правозащитники и оппозиционные политики заявили в пятницу, что действия Лукашенко отражают его страх перед растущим недовольством населения в связи с худшим экономическим кризисом в стране с 1991 года, когда республика стала независимой. Национальная валюта – рубль – рухнула, а уровень инфляции находится на ошеломляющих 60%.

Экономическое крушение пошатнуло власть Лукашенко, чье 17-летнее тоталитарное правление вынудило США и Евросоюз ввести экономические санкции, а также визовые ограничения. Недавний опрос общественного мнения показал, что рейтинг одобрения Лукашенко опустился до исторического минимума в 20%. «У Лукашенко кончились деньги, и теперь он занимается продажей страха разъярённому и голодному населению», - заявил в пятницу The Associated Press первый белорусский постсоветский лидер Станислав Шушкевич.

Опрос, проведенный Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, показал, что поддержка Лукашенко падала среди фермеров, рабочих и пенсионеров – социальных групп, которые ранее выражали ему свою поддержку, благодаря его стремлению сохранить социальную поддержку советского стиля и поддержать относительную экономическую стабильность.

«У Лукашенко было социальное соглашение с населением в последние 17 лет, по которому он обеспечивает зарплату, а население не суется в политику», - считает Валерий Карбалевич, аналитик независимого  центра «Стратегия». «Лукашенко больше нечем платить, соглашение нарушилось. Угроза экономического коллапса вынудила Лукашенко использовать методы железной руки».

Прошлым летом началась волна демонстраций против режима Лукашенко, на которых люди собирались и хлопали в ладоши, топали ногами или попросту улыбались. Изначально пойманная врасплох, полиция быстро начала задерживать демонстрантов, хотя их действия не нарушали ни один действующий закон, так как они не выкрикивали антиправительственные слоганы и не держали плакаты.

Целый ряд поправок, которые были приняты на закрытом заседании парламента в начале месяца и опубликованы на официальном сайте в четверг, теперь дает полиции формальное разрешение задерживать участников протестов, несмотря на отсутствие политических требований. Собрания для «активного бездействия» теперь запрещены.

Президентская администрация заявила, что не будет комментировать новые меры, которые представил Лукашенко. Теперь ему осталось их подписать.

Отдельная поправка расширяет понятие государственной измены. Помимо передачи сведений, представляющих государственную тайну, изменой теперь считается «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителю в проведении деятельности в ущерб национальной безопасности» Белоруссии. Это карается лишением свободы на срок от семи до 15 лет.

«Они хотят запугать общество, показать, что этот монстр из КГБ может делать все, что хочет», - считает Анатолий Лебедко, лидер оппозиционной партии «Объединенная гражданская партия». «Любое участие в политической деятельности теперь является преступлением в Белоруссии».

Накаляя атмосферу для оппозиционных групп, новое законодательство объявляет незаконным политическим партиям и движениям получать любое финансирование из-за рубежа или хранить собственные деньги в иностранных банках. За это нарушившие могут получить два года лишения свободы.

Это может еще больше ухудшить дело для Алеся Беляцкого, задержанного лидера правозащитного движения «Весна». Он был задержан в августе, когда польские и литовские прокуроры передали белорусской полиции информацию о банковских счетах группы в их странах. Ему предъявлено обвинения в уклонении от уплаты налогов, за что он может быть осужден на семь лет заключения.

Находясь у власти с 1994 года, Лукашенко постоянно подавлял оппозицию, задерживал независимых журналистов и сохранил жесткий контроль над национальными телеканалами.

Он одержал очередную победу на выборах в декабре, которые породили массивные акции протеста против сфальсифицированных результатов выборов. Демонстрации были жестоко разогнаны полицией, а семеро из девяти кандидатов в президенты, выступавших против Лукашенко, остаются в тюрьме, отбывая наказания со сроками от пяти до семи лет.

Отношения с Западом находятся на мертвой точке, тем не менее, Лукашенко пытался получить финансовую помощь от главного соратника и спонсора Белоруссии, России. Но Москва стала использовать ситуацию для того, чтобы усилить давление на Белоруссию с целью заставить ее продать государственные компании, от чего Лукашенко всегда отказывался.