Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Флаг и мир

© East News / AP Photo/Kostas TsironisКурды на акции протеста перед зданием Европарламента в Афинах
Курды на акции протеста перед зданием Европарламента в Афинах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Считают ли курды своими турецкие национальные ценности и символы? В том, чтобы изливать гнев на тех, чей ответ на этот вопрос — «нет», называя их «выродившимися и продавшимися предателями», нет никакого смысла. Это вопрос чувств. Он не может быть решен принудительно, в сопровождении ярости и угроз. Но он заставляет задуматься над тем, к чему, в конечном счете, придут Турция и курды.

Тот факт, что турецкий флаг был спущен с флагштока на территории военной базы в Диярбакыре, является, несомненно, безобразной акцией, представляющей собой оскорбление всей нации. Я тоже осуждаю и проклинаю это.

Более того, согласно турецкому законодательству, осквернение национального флага в такой форме — преступление. Следовательно, совершивший это преступление активист в маске и все, кто его поддерживает, должны предстать перед судом и понести предусмотренное законом наказание.

Но справедлива ли точка зрения о том, что активист, о котором идет речь, «должен был получить пулю в лоб на месте» (такое заявление сделал Девлет Бахчели, лидер Партии национального движения — прим.пер.)?

Я так не думаю. Напротив, избегающую кровопролития позицию Генштаба и, кроме того, сделанное им заявление, в котором обращается внимание на то, что спустивший флаг активист «был ребенком», я нахожу благоразумными.

Ведь речь не идет о какой-либо вражеской армии, которая, находясь с нами в состоянии войны, сняла национальный флаг, чтобы обозначить свое военное господство. Мы обсуждаем идеологическую несдержанность несовершеннолетнего активиста.

А значит, это не военный вопрос, а вопрос справедливости.

Более того, это социальный вопрос, над которым следует задуматься с точки зрения территориальной целостности Турции, а также судьбы процесса мирного урегулирования курдского вопроса.

Социальный вопрос заключается в следующем: курдский национализм, прогрессирующий отчасти в силу внутренних динамик, отчасти из-за давления и гонений со стороны государства, усилил настроения, симпатизирующие идее о том, что на территории, где проживают наши курдские граждане, находится другая, отличающаяся от турок «нация».

Поэтому, глядя на «полумесяц и звезду», мы говорим: «Наш флаг». На другой же стороне могут появиться те, кто скажет: «Их флаг».

Миротворное послание, последовавшее после инцидента с флагом от лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана (хотя оно является конструктивным с точки зрения осуждения «провокации»), наводит на определенные размышления. Оджалан говорит так: «У нас никогда не было и не может быть негативного и оскорбительного подхода к национальным ценностям и символам какой-либо нации».

Но принадлежат ли эти «национальные ценности и символы» курдам?

В том, чтобы изливать гнев на тех, чей ответ на этот вопрос — «нет», называя их «выродившимися и продавшимися предателями», нет никакого смысла. Это вопрос чувств. Он не может быть решен принудительно, в сопровождении ярости и угроз. Но он заставляет задуматься над тем, к чему, в конечном счете, придут Турция и курды.

На самом деле курдские националисты должны принять историческое решение: их цель — остаться в составе «многокрасочной единой нации» или стать абсолютно отдельной нацией?

Если первое, то сегодня им следует повторить слова Лейлы Зана (курдская правозащитница, бывший депутат турецкого парламента — прим.пер.) по поводу другого инцидента с флагом шестилетней давности: «Этот флаг — и наш флаг». И тогда нам станет понятно, что их ожидания от процесса решения курдского вопроса — это не отделение в долгосрочной перспективе, а объединение в условиях плюрализма.

Если говорить о турецкой стороне...

Несмотря на несколько патриархальные методы, турецкое правительство решительно пытается продолжать этот сложный процесс. Разумеется, премьер-министр Эрдоган стремится не ущемлять настроения турецких националистов и при этом сохранить мир.

На мой взгляд, в этом процессе правительство действует справедливо, хотя и совершаются некоторые тактические ошибки. С правильными намерениями оно продвигается по правильному пути. Даже те, кто испытывает гнев в отношении правительства по каким-либо другим причинам, должны понимать жизненную важность этого вопроса и поддерживать мир.

С другой стороны, власти Турции не должны искать вредоносных намерений или «желания кровопролития» в любой критике или словах тревоги, связанных с этим процессом.

Основная проблема — желание РПК создать «автономию» и установить свое абсолютную власть на юго-востоке страны. Поэтому «прекращение огня» никак не превращается в сложение оружия. Боевики не только не покидают горные районы, но и набирают новобранцев, уводя малолетних детей в горы.

Тем временем левые «демократы», которые не видят насилия и одержимости РПК абсолютной властью, по-прежнему находят единственного виновного — «фашистскую Турцию» (понятие, часто употребляемое сторонниками РПК — прим.пер.) — и продолжают, по их собственному выражению, сохранять «беззаботность».