Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рено Жирар: "Контрпродуктивный морализм Запада"

© Saul LoebГоссекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел России Сергей Лавров во время встречи в Рейкьявике, Исландия
Госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел России Сергей Лавров во время встречи в Рейкьявике, Исландия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Запад вдруг обнаружил, что его лекции о "моральном облике" перестали слушать, пишет на страницах Figaro Рене Жирар. Бывшие колонии не верят бывшим империям, когда те обвиняют Россию в "империализме", а сами устраивают войны в Ираке и Ливии.
Читать человеку мораль — занятие часто неблагодарное. А в качестве дипломатического инструмента в цифровую эпоху урок морали и вовсе вышел в тираж. Мода на поучения прошла. Пришла мода на "мягкую силу", или soft power, описанную еще американским политологом Джозефом Наем.
Конфликт на Украине стал тем самым стратегическим потрясением, которое сумело заставить жителей стран "глобального Запада" задуматься. Европейцы и американцы вдруг обнаружили, что их "лекции о моральном облике современного гражданина" большинство жителей планеты Земля просто на дух не переносит. Запад, этот большой блок промышленно развитых либеральных демократий (Северная Америка, западная Европа, Япония, Южная Корея, Австралия — вот и все), принял пакет санкций против России. А больше их никто не принял. Обоснование Запада — наказать Россию за конфликт, который она развязала на Украине после 24 февраля 2022 года, — это обоснование не убедило большинство стран мира.
Говорит ли это о том, что страны Африки, Азии и Латинской Америки поддерживают действия России на Украине всем сердцем? Нет. Они не меньше Запада привержены уставу ООН, который объявляет священными (сакрализует) суверенитет, независимость и территориальную целостность всех членов ООН — и маленьких, и больших государств. И древних наций, и совсем юных народов. А с этой точки зрения Украина — суверенная страна, её и Россия признала таковой 30 лет назад. Поэтому на саммите министров иностранных дел "большой двадцатки" (G20), прошедшем на острове Бали 7-8 июля 2022 года, эти незападные страны не приветствовали российского министра Лаврова как героя, хотя и не бойкотировали его. Они нормально общались.
В реальности эти незападные страны, чьи правители очень часто получали образование в бывшем СССР, занимают нейтральную позицию по украинской проблеме, которую они считают семейной ссорой. И уж точно все эти страны не приемлют ситуацию, когда Запад читает мораль всему миру. Они видят в западном мире глобального лицемера, который как бы говорит наивным людям во всех остальных странах планеты: "Делай так, как я тебе говорю, а не так, как я сам делаю".
С 2014 года Россия сначала секретно, а потом и открыто оказывала военную помощь русскоязычным Донбасса, а те решили выйти из состава Украины. И когда глобальный западный "проповедник морали" возмутился сим "скандальным неприемлемым вмешательством", его незападная паства вполне резонно задают ему один неудобный вопрос. Вот он: "А ты, Запад, разве ты не оскандалился таким же образом, когда разбомбил Сербию весной 1999 года, чтобы добиться отделения от нее албаноязычного населения Косовского края?"

Двойные стандарты Запада

Чтобы оправдать свои действия в отношении Украины, Владимир Путин заявил, что ее правительство состоит из нацистов — то есть сказал неправду. Запад тотчас накинулся на "вруна из Москвы". Незападные страны, однако, не преминули ему напомнить об англо-саксонских небылицах насчет "оружия массового поражения", которым якобы располагал Ирак. Это тоже была неправда, но именно она стала обоснованием для вторжения США и Британии в Ирак в 2003 году и военной оккупации страны вплоть до 2021 года. А ведь эта война унесла жизни как минимум 200 тысяч человек, в основном гражданских лиц.
Взятие Мариуполя российскими войсками практически стерло с лица земли этот город. Запад опять же осудил особую жестокость российских военных и их черствость по отношению к гражданскому населению. В свою очередь незападные страны тихим голосом возразили: "А разве это не ваши самолеты ради взятия иракского Мосула в июле 2017 разрушили этот город до основания?"

Второй упрек — идеологический

Есть и еще один упрек, который предъявляют нам незападные страны. К нам выдвигают претензии за то, что во имя победы наших идеологических предпочтений мы нарушаем мировое экономическое равновесие.
Короче говоря, африканцы, азиаты и латиноамериканцы полагают, что Запад — не император добра, а король двойных стандартов. Запад с легкостью переступает через международное право, когда ему это надо (как в Косово в 2009, в Ираке в 2003, в Ливии в 2011), но тот же Запад громко кричит, когда это делают другие.
По сути, нас обвиняют в нарушении равновесия на международных рынках во имя идеологии. Например, [возникшее из-за антироссийских санкций] значительное подорожание углеводородов более болезненно сказывается на развивающихся странах, чем на богатом Западе, способном нарастить резервы. А потому недаром на Ближнем Востоке и в Африке критикуют эгоизм Америки и высмеивают поспешность, с которой европейские вассалы США, выполняя желания Вашингтона, стреляют себе в ногу.
Между тем морализм вовсе не является чем-то неестественным и абсурдным сам по себе. Это естественно, что Запад желает распространить ценности, которыми он дорожит, по всему миру. Этот психологический механизм и в минувших веках задействовался, например, когда мощные колониальные державы стремились распространить христианство на земли Америки, Азии и Африки. Но морализм, увы, контрпродуктивен в современных международных отношениях. Потому что первейшая сила, которая объединяет нацию, — это ее гордость. Сегодня сейчас в мире не существует ни одной нации, готовой смиренно получать воспитательные уроки из-за границы.
Выходит, моральный урок — это дипломатический инструмент, который утратил силу в цифровую эру. Главное теперь — это soft power, описанная политологом по имени Джозеф Най. ("Мягкая сила" - привлекательность экономики и в целом "имиджа" той или иной страны или социальной системы, прим. ИноСМИ.) Если иранская молодежь сейчас стремится к западному образу жизни, то это прежде всего благодаря тому, что они видят этот самый образ жизни в интернете — и тут картинки говорят лучше проповедей.
С марта месяца 2022 Еврокомиссия стала чемпионом мира по наложению санкций. Логика тут была простая: надо прекратить торговать с русскими чем бы то ни было, чтобы не финансировать их войну. Но когда русские сказали "Отлично!" и перекрыли газовый кран раньше нашей отмашки по своей собственной инициативе, Еврокомиссия возопила о шантаже. Ах, какая детская непосредственность от вроде бы взрослых моралистов! Если уж вы решили победить, надо было заранее запасать углеводороды и тайно доставлять на Украину военную технику. А потом оправдать все эти действия желанием уравновесить баланс сил на восточных рубежах Европы.
Рено Жирар (Renaud Girard)