Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Доллар США – главная валюта в мировой финансовой системе. Вопрос в том, надолго ли

© РИА Новости Владимир Трефилов / Перейти в фотобанкДенежные купюры США и монета номиналом один рубль
Денежные купюры США и монета номиналом один рубль - ИноСМИ, 1920, 28.08.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во всем мире идет поиск замены доллару как универсальной валюте, пишет Handelsblatt. Это в первую очередь связано с неудачами самих американцев, которые разошлись с Саудовской Аравией и могут прозевать переход на "зеленую" энергию в Европе. В выигрыше будут другие нефтяные страны, в том числе Россия.
Похоже, что дни американского доллара как мировой резервной валюты сочтены. Поиски альтернативных вариантов уже начались. Это дает новый шанс европейской валюте.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Вот уже восемь десятилетий доллар США— главная мировая валюта. Сегодня доля долларов в глобальных валютных резервах составляет 60%, доллар участвует в 90% всех валютных трансакций. Цены на большинство сырьевых ресурсов указываются в долларах, и продаются они тоже за доллары. Но будет ли так всегда?
Судьба доллара тесно связана с нефтью. Вот начало этой связи: в конце Второй мировой войны президент США Рузвельт и король Саудовской Аравии Абдул-Азиз ибн Сауд договорились о замене британского фунта на доллар в качестве нефтяной валюты.
США гарантировали королевству военную защиту, а саудиты обещали впредь продавать нефть только за доллары. Потом доллар был укреплен еще одним фактором: когда США в конце 60-х годов начали финансировать войну во Вьетнаме с помощью печатного станка, американский доллар стал испытывать трудности, и тогда американцы ушли от "привязки" доллара к золоту и к мировым валютам. В 1973 году рухнула Бреттон-Вудская система, принятая 44 странами-победительницами Второй мировой войны, твердо привязывавшая курсы мировых валют к доллару.
Серьезный вклад в стабилизацию доллара внесло первоначально державшееся в секрете соглашение администрации Никсона с тогдашним королем Саудовской Аравии Фейсалом. Согласно этому соглашению, заключенному в 1974 году, США обязались и дальше покупать нефть у недавно национализированной нефтедобывающей компании Saudi-Aramco, а также поставлять саудитам военное снаряжение несмотря на конфликты арабских государств с Израилем. Со своей стороны, Саудовская Аравия как лидер ОПЕК добилась того, чтобы сырая нефть продавалась только за доллары.
Рост спроса на нефть способствовал и постоянно растущему спросу на доллары. Одновременно с этим Саудовская Аравия размещала свои petrodollars(нефтяные доллары) преимущественно в американских государственных облигациях. К 1977 году Саудовская Аравия скупила около 20% всех имеющихся за границами США американских гособлигаций. Высокий спрос на доллары поддерживал на высоком уровне и курс американской валюты. А стабильный спрос на американские бонды сдерживал рост ключевой ставки в США, что облегчало правительству, компаниям и потребителям получение кредитов.

Монополия доллара дает трещины

Долгое время существовало незыблемое правило: тот, кто хочет покупать нефть, должен иметь доллары. В результате многие страны попали в зависимость от американской валюты. Но сейчас монополия доллара начала постепенно разрушаться. В 2012 году Китай и Иран подтвердили свое желание осуществлять нефтяные сделки в юанях. Со временем о том же договорились Россия и Иран. Весной 2022 года всех поразило сообщение, что и Саудовская Аравия подумывает о том, чтобы принимать юани за свою нефть, экспортируемую в КНР, — правда, неясно, в каком объеме.
В середине июня этого года информационное агентство Reuters сообщило, что Пакистан закупил сырую нефть из России в рамках двустороннего межправительственного соглашения и впервые расплатился за неё юанями.
Правительство Китая назвало эту сделку нормальным торговым сотрудничеством между Пакистаном и Россией. "В принципе мы не имеем ничего против осуществления сделок по нефти в юанях", — сообщило министерство иностранных дел Китая.
Россия с начала военных действий на Украине и после введения западных санкций больше не принимает доллары в торговле энергоносителями. Не участвующие в этом конфликте государства используют иногда в своих сделках помимо юаня и другие валюты, например, индийские рупии или дирхамы Объединенных Арабских Эмиратов
Дирхам особенно подходит для этого, так как привязан к доллару, благодаря чему обе стороны не подвергают себя рискам, которые могут возникнуть с мировыми ценами в связи изменениями курсов на рынке.
Эти примеры показывают: попытка Запада изолировать Россию обернулась против него. Она дала импульс новым торговым альянсам с участием России, которые в конечном итоге будут стремиться к ослаблению доминирования доллара. Возможно, в этом кроется причина того, что доллар в течение года потерял в цене около 10% по отношению в евро.
Но это, конечно, только первые тревожные сигналы о том, что может грозить доллару, если Европейскому союзу удастся за два или три десятилетия стать климатически нейтральным, а Китай сможет до 2060 года свести выбросы парниковых газов к нулю. Реализация этих климатических целей означает ничто иное, как конец нефтяной эры и, следовательно, исчезновение главной опоры доминирования доллара.

"Зеленый" кошмар для Соединенных Штатов

Но может быть. ситуация изменится из-за того, что в Германии и во многих частях Европы есть четкое представление о том, как отказаться от двигателей внутреннего сгорания? Уйти от отопления мазутом и газом? Говорят, даже промышленность найдет способы работать без нефти и газа?
Да, импортные ископаемые энергоносители предполагается заменить прежде всего производимой внутри страны электроэнергией ветра и солнца. Если этот переход удастся и промышленное производство станет возможным без значительных выбросов парниковых газов, то остальной мир последует этому примеру и приносящий сейчас триллионы долларов нефтяной бизнес станет достоянием истории.
Спрос на доллары будет падать по мере того, как будет снижаться спрос на нефть. Результатом этого станет ползучая девальвация доллара. То есть глобальный энергетический переход станет кошмаром не только для стран-экспортеров нефти, но скорее всего и для самой большой экономики мира — американской. Без постоянного спроса на "баксы" Соединенным Штатам едва ли удастся финансировать огромные дефициты своего торгового баланса и госбюджета. Кроме того, это даст толчок инфляции.
То есть озабоченность тем, что глобальный энергетический переход может привести к серьезным потрясениям в мировой финансовой системе, не лишена основания. Однако этот процесс займет не одно десятилетие, поэтому — в отличие от системы твердых курсов — гибкие рынки и курсы смогут к ним приспособиться.

Шанс для валют "стран с новой индустрией"

Возможно, что валюты новых индустриальных стран, например, индийская рупия, получат шанс стать мировыми. Неясно, будет ли готов Китай открыть свои рынки капитала, чтобы воспользоваться всеми преимуществами признанной во всем мире валюты, ведь обратной стороной этого процесса станет то, что курс юаня в большей степени, чем теперь будет подвержен колебаниям на мировом рынке.
США, вероятно, также не сдадут свой "бакс" без боя, а приспособляемость американской экономики чрезвычайно высока. Если расчет правительства Байдена окажется верным и ему удастся с помощью открытого протекционизма, больших дотаций, плохо скрываемых угроз и ограничения импорта превратить экономику США в мировой центр зеленых технологий, то в этот процесс могут быть втянуты все остальные экономики мира. Капитал со всего мира активно устремится в США, что компенсирует или как минимум смягчит негативные последствия от иссякающих потоков нефтедолларов.
А вот у евро будет шанс утвердить свои позиции только в том случае, если, во-первых, энергетический переход удастся и, во-вторых, если страны-члены ЕС будут готовы дать новый импульс европейской интеграции и отодвинуть на второй план свои национальные интересы. Но ввиду роста влияния популистских партий это будет непростым делом. Однако в действительности у дальнейшей интеграции альтернатив нет. В противном случае Европе, евро и отдельным государства ЕС грозит опасность утратить свое глобальное значение.