Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Французская дипломатия в состоянии смерти мозга

© AP Photo / Olivier MatthysПрезидент Франции Эммануэль Макрон выступает на саммите ЕС в Брюсселе, 15 декабря 2022 года
Президент Франции Эммануэль Макрон выступает на саммите ЕС в Брюсселе, 15 декабря 2022 года - ИноСМИ, 1920, 31.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не так давно Эммануэль Макрон обвинил НАТО в "смерти мозга" из-за разногласий европейцев с экс-президентом США Трампом. Сегодня этот диагноз можно поставить французской дипломатии, считает автор редакционных колонок Figaro Николя Бавре. И Макрон способствовал ускорению дипломатического краха Франции.
Поездка Эммануэля Макрона на Ближний Восток стала очередным фиаско, подтверждающим дипломатическую деградацию Франции. Хотя причины весьма глубоки, президент значительно ускорил в последние годы падение престижа Франции на международной арене.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Чуть более чем через две недели после смертоносной атаки ХАМАС, в результате которой погибло 1400 человек, в том числе 35 французов, Эммануэль Макрон предпринял поездку на Ближний Восток. Ему обещали, в отличие от других западных лидеров, встречи с Биньямином Нетаньяху в Иерусалиме, Махмудом Аббасом в Рамалле, Королем Иордании Абдаллой II в Аммане и с президентом Ас-Сиси в Каире. Встретиться удалось только с Нетаньяху, да и эти переговоры завершились очередным провалом французской дипломатии. И связано это с нереальным предложением президента Макрона сформировать коалицию западных демократий и умеренных арабских стран против организации ХАМАС.
Поездка Эммануэля Макрона преследовала четыре цели: способствовать освобождению девяти французских заложников, удерживаемых ХАМАС; остановить военную эскалацию, которая грозит распространиться на весь регион; напомнить, что установление мира на Ближнем Востоке зависит от урегулирования палестинского вопроса; возобновить диалог с "глобальным Югом", страны которого повернулись лицом к авторитарным державам на фоне третьей интифады, последовавшей за украинским конфликтом.

Цели не достигнуты

Эти цели не были достигнуты из-за постоянных изменений позиции Эммануэля Макрона по мнению его собеседников, которые отметили отсутствие у Франции своей линии. Прежде всего, они имели в виду предложенный проект региональной и международной коалиции против ХАМАС по примеру коалиции, созданной под руководством США для уничтожения "Исламского государства"* (террористическая организация, запрещена в РФ). Предложение тут же было отвергнуто как Израилем, так и США, их западными союзниками и арабскими странами. Непоследовательная инициатива Эммануэля Макрона ставит под угрозу жизнь французских заложников, способствует ускорению интернационализации конфликта, окончательно подтверждает в глазах Юга существование двойных стандартов в отношении граждан демократических стран и остального человечества.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент Франции Эммануэль Макрон в Иерусалиме. 24 октября 2023 года - ИноСМИ, 1920, 25.10.2023
Эммануэль Макрон на Ближнем Востоке: дипломатический торнадоМакрон хочет решить чужие проблемы одним махом, но это невозможно, пишет Le Figaro. Читатели издания к предложениям Макрона в отношении ситуации на Ближнем Востоке тоже относятся скептически. "Смесь утопии с крестовым походом", – написал о его идеях один из комментаторов.
Французская дипломатия тщетно пыталась исправить комментарии президента республики, выдвинув идею создания гуманитарной коалиции для сектора Газа. Эта очередное фиаско является частью длинной череды дипломатических неудач: маргинализации со стороны Германии в ЕС, бесконечное показухи и в конце концов разрыва с Россией Владимира Путина; карт-бланш, данный Китаю в его имперских амбициях в отношении Тайваня; ссора с Марокко и Алжиром, изгнание Франции из Африки.

Провал французской дипломатии – следствие слабости страны

Глубокие причины дипломатического падения Франции следует искать в крушении ее могущества. Это результат экономического, социального и гражданского кризиса в последние сорок лет, который в конечном итоге затронул и дипломатию, и армию из-за ее хронического недофинансирования. Отто фон Бисмарк справедливо говорил, что "дипломатия без оружия — что музыка без инструментов".
Однако Эммануэль Макрон способствовал ускорению дипломатического краха Франции, о чем свидетельствует беспрецедентная деградация ее имиджа и влияния со времен Четвертой республики. Французская дипломатия по отношению к Ближнему Востоку и Магрибу сегодня регулируется внутренней политикой и страхом перед арабо-мусульманскими общинами, который достиг кульминации после беспорядков, охвативших 500 городов этим летом, и усиления исламистского терроризма. Внешняя политика также лишена всякой логики. Наконец, требование президента решать все в одиночку, а также его неуважение к дипломатам, продемонстрированное реформированием дипломатического корпуса, узаконили дилетантизм и подменили защиту высших интересов нации очень краткосрочными задачами.
Французская дипломатия долгое время выступала за решение израильско-палестинского конфликта путем создания двух независимых и суверенных государств в соответствии с соглашением, подписанным между Израилем и Организацией освобождения Палестины в 1993 году в Осло, а затем с совместным заявлением всех сторон на конференции в Аннаполисе в 2007 году. Но США и Израиль убедили Эммануэля Макрона, как и большинство лидеров демократических стран, в том, что умиротворение Ближнего Востока происходит в соответствии с соглашениями Авраама, достигнутыми Трампом. (Соглашения о мире между Израилем и богатыми "нефтяными монархиями" арабского мира за спиной у палестинцев - прим. ИноСМИ.) Что палестинский вопрос заморожен из-за технологического и военного превосходства ЦАХАЛа, что его урегулирование путем создания двух государств было неактуально.

У варварства есть причины

Франция — не единственная страна, которой навязали жестокую агрессию 7 октября и войну в Газе. Эти события вернули урегулирование палестинского вопроса на передний план дипломатической повестки, без которого невозможно установить мир на Ближнем Востоке. Но вместо того, чтобы начинать новый крестовый поход против терроризма, Эммануэлю Макрону следовало бы подумать над мудрым советом Джо Байдена, который он дал Израилю: не повторять ошибок, допущенных США после 11 сентября 2001 года, ошибок, которые, к сожалению, совершила Франция в Ливии, а затем в Сахеле. Ему также было бы полезно послушать замечательное выступление Жана-Луи Бурланжа перед Национальным собранием, чью честь он спас, изложив в одном предложении исторический вызов нашей дипломатии: "Варварское насилие ХАМАС не имеет оправдания, но у него имеются свои причины".
Теперь Франция должна пересмотреть свою внешнюю политику, ориентируясь на защиту демократии от авторитарных империй, на строительство суверенной Европы и возобновление партнерства со странами Юга. Правда, с двумя условиями: модернизация нашей экономической и социальной модели, которая обуславливает восстановление нашей независимости; отмена идеи единоличных прерогатив президента, которая не имеет конституционной основы, но которая ослабляет нашу дипломатию и приводит к ошибкам в оборонной политике. И еще: хватит инвестировать без каких-либо дебатов безумные деньги в оборону. Мы вложили 413 миллиардов евро в морально устаревшую армию, а она продемонстрировала свою слабость, оказавшись изгнанной из Африки.
Автор: Николя Бавре
*террористическая организация запрещена в РФ