Смерть Усамы бин Ладена затмила проблему Ливии на страницах газет, но там продолжается военная операция, и западному альянсу предстоит ответить на несколько серьезных вопросов.
США, Великобритания и Франция начали операцию по поддержанию бесполетной зоны над Ливией, а потом передали командование войсками сил НАТО, рассчитывая, что размах силы в воздушном пространстве Ливии должен позволить оппозиционерам быстро завоевать большую часть территории страны, одновременно призывая население Триполи, воодушевленное бомбежкой штаб-квартиры Муаммара Каддафи, выйти на улицы.
Уход Мусы Кусы, главы секретной службы Каддафи, подтвердил прогноз о том, что режим находится под огромным давлением и скоро сам упадет.
Но события развиваются не в соответствии с данным планом, еще раз подтверждая, что авиаударами невозможно произвести фундаментальные политические изменения. Более того, вооруженные силы Каддафи адаптировались, больше не используют легко заметную с воздуха тяжелую артиллерию, а орудует легкими, мобильными, нерегулярными частями, которые трудно вычислить с большой высоты.
Тем временем оппозиционные войска не могут воспользоваться помощью войск НАТО, чтобы тактически изменить баланс сил. А у НАТО заканчиваются цели, по которым имеет смысл наносить авиаудары, не уничтожая местное население.
Если бы не освещение уничтожения бин Ладена, то все больше бы мнений высказывалось о том, насколько операция в Ливии неэффективна, как на то рассчитывали партизаны. Это все напоминает операцию НАТО десятилетием ранее - воздушную войну в Косово, которая длилась на несколько недель больше, чем ожидалось, и в которой также закончились «цели».
НАТО все еще может вести, авиаудары могут уничтожить главу ливийского режима, что вполне может быть целью, учитывая рейд на прошлой неделе, который привел к смерти сына Каддафи Сейф аль-Араба.
А если нет, то один из уроков косовской войны в том, что лидеры, не готовые к пату, должны быть готовы к наземной операции.
Президент Барак Обама отказался от отправки американских войск и отправил вместо «военных сапог» некоторый новый род войск - «наземные кеды»: тренеров, советчиков, инструкторов, чтобы создать возможность для вмешательства без военной операции как таковой.
Лишь дипломатическое вмешательство в последний момент заставило Слободана Милошевича передумать, удержав Билла Клинтона от надобности вводить наземные войска в 1999 году. Подобной ситуации ожидать не стоит. Усилия посредника Африканского союза не оправдали надежд, так как на переговорах о немедленном уходе Каддафи соглашение не было достигнуто.
Существуют и другие отличительные примеры. В 1999 году главной целью было предотвратить использование военной силы Сербией против сепаратисткой провинции. Сегодня в Ливии целью являются не защита и поддержка независимого государства в восточной Ливии, а свержение режима Каддафи и его семьи во всей стране. Уход Каддафи будет благоприятно воспринят на востоке страны, особенно в районах вокруг Бенгази. Остальная часть страны не поддержит приход к власти выходцев из восточного региона. Когда Каддафи уйдет, ведь его режиму объявлен смертный приговор, останется ли Запад для участия в установлении новой власти по всей стране? И, используя гуманитарные цели как причину для резолюции ООН, останется ли в стороне, если новая команда решит установить новый режим силой? Или Западу придется взвалить на себя ответственность за соблюдения мира и выполнять обязанность миротворцем?
Ведь такого обещания не хочет давать ни один натовский политик в связи с изначально минимальной общественной поддержкой операции в Ливии.
Другой вопрос - стоит ли альянсу бомбить остатки ливийской инфраструктуры с тем, чтобы вынудить Каддафи сдаться?
Ошибочная логика расширения мишеней с сербских единиц в Косово до сербских единиц по всей стране была такова,
что население, устав от тяжелой ситуации, поднимется и свергнет Милошевича. Тактика имела обратный эффект. Милошевичу ситуация сыграла на руку, подняв националистические настроения, позволившие ему продержаться у власти еще полтора года. Тем не менее в Ливии альянсу необходимо вдохновить местное население верных Каддафи регионов не поддерживать Каддафи, а бомбить по ним, может иметь обратный эффект.
Так или иначе, чем больше разрушений в стране, тем выше вероятность того, что Запад будет призван играть прямую и значительную роль в восстановлении страны.
Капитуляции в стиле Милошевича ждать в Ливии не приходится. Также не приходится ожидать тактического терпения и желания у западных стран дать режиму Каддафи иссякнуть самому по себе. План «Б» должен быть продуман и записан.