Ведущие деятели культуры и ученые Ближнего Востока предупреждают, что искусство арабской весны находится под угрозой из-за роста насилия, ужесточения цензуры и отсутствия контроля со стороны политических властей.
Согласно результатам исследования, проведенного по заказу Британского совета отделом послевоенной реконструкции и развития Йоркского университета, всеобщее мнение о том, что в настоящее время для региона характерна беспрецедентная свобода самовыражения, является «чрезмерным упрощением и заблуждением». Авторы доклада под названием «Достояние общественности: художественные практики и социальные изменения в Египте, Ливии, Марокко и Тунисе» (Out in the Open: Artistic Practices and Social Change in Egypt, Libya, Morocco and Tunisia) обнаружили, что система жесткой государственной цензуры, которая существовала в течение многих десятилетий, «в целом никуда не исчезла».
По словам руководителя исследования профессора Султана Бараката (Sultan Barakat), несмотря на то, что восстания 2011 года вдохновили деятелей искусства Ближнего Востока, многие из них с трудом приспосабливаются к новому политическому ландшафту на фоне тревожных признаков следующей волны политической и религиозной цензуры.
В Египте, где 21 декабря прошел второй раунд референдума по конституции, а также в Тунисе многие опасаются подъема политического ислама – от нового умеренно исламистского правительства, чьи политические цели пока остаются неясными, и до ультраконсервативных салафитов, которые открыто выступают против кинотеатров и художников.
«Мне кажется, мы сейчас находимся на краю пропасти. Мусульманское большинство [в Египте] может начать проводить реакционную политику и преследовать художественное творчество еще больше, чем Хосни Мубарак», - сказал Баракат. Египетский драматург Ахмед эль-Аттар (Ahmed el-Attar) заметил: «Боюсь, наша страна скатывается к фашизму. У Мусульманского братства пока нет культурной программы. Они ведут речь о том, чтобы сосредоточиться на исторических фигурах мусульманства. Я не уверен, что салафиты согласятся с этим, потому что они подвергают сомнению само понятие искусства».
Карим эль-Шеннави (Karim el-Shennawy), режиссер, который принимал участие в протестах на площади Тахрир, сказал: «Многие фильмы сейчас не пропускает цензура. И ситуация может стать еще хуже. Множество общественных деятелей выступают против режиссеров и актеров, обвиняя их в том, что они внушают молодому поколению неподобающие мысли и образы. Одну актрису, например, обвинили в том, что она занималась проституцией на экране».
Согласно докладу, некоторые деятели искусства оказались под ударом за то, что их посчитали сторонниками свергнутого режима. В их числе оказался египетский комедийный актер, которого преследовали за то, что он не торопился критиковать Мубарака, и которому после падения режима диктатора предъявили обвинение в оскорблении ислама в его фильмах.
Положительным моментом в этой ситуации стало то, что на улицах возникло новое искусство, примером которого может стать распространение граффити в Египте и Ливии, а также цифровое искусство, развитию которого способствуют социальные сети.
Однако, по словам Бараката, молодому поколению, которое принимало участие в революции, не хватает знаний для того, чтобы создать мощный культурный сектор. «Признанные художественные сообщества до сих пор не покидают своих башен из слоновой кости. Их аудитория остается довольно ограниченной, а выставки – эксклюзивными. Если вы поговорите с людьми, живущими в трущобах в сельских районах, то вы поймете, что они смотрят на это искусство с отчуждением».
«Молодые художники принимали участие в революции, но, поскольку у них нет четкого видения целей, они могут увести большую часть населения к таким приключениям, последствия которых никто не возьмется предсказать». Он привел в пример одну из египетских блогеров по имени Алия Маджида аль-Махади (Alia Majida al-Mahadi), чьи фотографии в обнаженном виде, которые она опубликовала в качестве доказательства расширения прав и возможностей женщин, были использованы исламистами в их требованиях создать религиозное общество с более строгими законами. «Этот поступок вызвал негативную реакцию, исламисты стали еще более недоверчивыми. Множества проблем можно было бы избежать, если бы блогеры действовали более тактично», - добавил он.
Писательница Ахдаф Суэйф (Ahdaf Soueif), которая написала о восстаниях книгу под названием «Каир: мой город, моя революция» (Cairo: My City, My Revolution), заявила, что она была против сотрудничества с правительством Мухаммеда Мурси в вопросах будущего искусства из-за протестов вокруг попыток президента захватить власть. «Нельзя сотрудничать с ними на этом уровне. Их ни в коей мере нельзя назвать правительством революции».
Тем не менее, Грэм Шеффилд (Graham Sheffield), руководитель художественного отдела Британского совета, который недавно провел конференцию по вопросам поддержки сектора искусства в странах Ближнего Востока, считает, что дальнейшее развитие может потребовать от людей противоположных взглядов сесть за стол переговоров.
«Мы должны взаимодействовать не только с теми людьми, с которыми, как нам кажется, мы сможем согласиться – то есть с культурной элитой – но и более или менее разумными представителями консервативных режимов, поскольку, вероятнее всего, именно они встанут во главе этих государств», - сказал Шеффилд.
Суэйф считает, что в сложившейся ситуации вмешательство иностранцев недопустимо. По ее словам, иностранные организации должны только отвечать на конкретные запросы, чтобы избежать различного рода проблем, таких как, к примеру, обвинения в колониализме. «Если такие организации как Британский совет действительно хотят помочь, лучший способ сделать это – создать платформу, которая могла бы способствовать общению молодых людей и деятелей искусства Ближнего Востока с их сверстниками и коллегами по всему миру, особенно с представителями движения Occupy», - сказала она.