Ключом к разгадке стала свадьба. Когда в 2003 году Изабель душ Сантуш (Isabel dos Santos) из Анголы вышла замуж за коллекционера произведений искусства из Конго, репортеры сообщили, что на их свадьбе пел хор из Бельгии, а еду специально доставили на двух самолетах прямо из Франции. Среди 100 приглашенных гостей были президенты африканских государств, а само торжество, по некоторым оценкам, обошлось молодоженам примерно в 4 миллиона долларов.
Очевидно, душ Сантуш и раньше была состоятельной женщиной. Однако то, насколько ее состояние увеличилось за последнее десятилетие, стало известно благодаря американскому финансовому журналу Forbes, который назвал душ Сантуш первой женщиной-миллиардером в Африке.
Многие критики сразу же отвергли 40-летнюю женщину в качестве образца для подражания как для африканцев, так и для женщин вообще. Изабель душ Сантуш – старшая дочь президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша (José Eduardo dos Santos), автократа, который 33 года остается лидером этой страны и которого обвиняют в том, что он обогатил свою семью за счет простых граждан. Иногда его дочь иронично называют «принцессой».
Эксперты журнала Forbes подсчитали, что доля душ Сантуш в нескольких португальских фирмах, в том числе в телекомпании и банке Анголы, впервые позволили ей войти в список миллиардеров. Большинство населения ее родной страны на юге Африки живут на 2 доллара в день.
Читайте также: Кенийская вербоовка
Изабель душ Сантуш родилась от первой жены президента, Татьяны Кукановой, в Баку, где он в то время получал образование. Будучи дочерью повстанца, сражающегося за независимость Анголы от Португалии, она имела мало шансов на блестящее будущее.
Она училась в государственной школе в Луанде в те времена, когда в стране еще не было частных школ, как сообщает журналист и борец с коррупцией Рафаэль Маркес де Мораис (Rafael Marques de Morais).
«Она была очень застенчивой, - говорит он. – И нравилась людям, потому что была простой и приземленной, она не хотела, чтобы все знали о ее привилегированном положении».
Ее отец стал президентом в 1979 году, и после развода родителей душ Сантуш и ее мать переехали в Лондон. Как написала одна британская газета в 1991 году, она два года провела в частной школе святого Павла в Лондоне. Затем, по слухам, она изучала электронную инженерию и деловое администрирование в лондонском Королевском колледже.
Вернувшись в Анголу в возрасте 24 лет, она открыла свой ресторан в Луанде, назвав его Miami Beach. По словам де Мораиса, это предприятие потерпело неудачу. «В ее ресторане было плохое руководство. Даже сегодня вам придется ждать два часа, пока вас там обслужат, и еще час, чтобы получить счет».
Он добавил: «Затем она открыла фирму по сбору мусора, которая также не принесла ей успеха. У меня целый список ее неудачных начинаний».
Также по теме: Наркотики - главный источник финансирования исламистов в Африке
Согласно данным Forbes, душ Сантуш является крупнейшим акционером Zon, португальского медиа-конгломерата, и владеет 28,8% акций, стоимость которых оценивается в 385 миллионов долларов. Она также владеет 19,5% акций португальского банка Banko BPI стоимостью в 465 миллионов долларов, а также 25% ангольского банка Banco BIC стоимостью в 160 миллионов долларов.
Кроме того, по слухам, она владеет 25% акций ангольской телекоммуникационной компании Unitel. В 2012 году государственная газета Jornal de Angola присвоила ей звание предпринимателя года.
По мнению де Мораиса, все это является лишь свидетельствами влияния ее отца, поэтому Изабель душ Сантуш нельзя считать образцом для подражания. «Большая часть ее предприятий в Анголе одобрены и переданы ей ее отцом, президентом страны», - добавляет он.
По словам Мораиса, инвестиции в Португалии были впервые сделаны государственной компанией Sonangol, которая управляет нефтяными и газовыми запасами Анголы, а душ Сантуш просто получила акции.
«Когда появляется человек, на счету которого миллиард долларов, вы невольно задаетесь вопросом, откуда у него взялись такие деньги. Никто нам этого не объясняет».
Антикоррупционная организация Transparency International недавно поставила Анголу на 168 место из 178 стран по индексу восприятия коррупции.
Читайте также: Рывок в Африку
Питер Льюис (Peter Lewis), профессор африканистики американского университета Джона Хопкинса, сообщил Forbes следующее: «Источники капиталов и структура корпоративного управления весьма туманны. Основная проблема Анголы заключается в абсолютном отсутствии прозрачности. Мы никак не можем проследить происхождение этих капиталов».
«Когда вы начинаете выяснять имена глав и владельцев контрольных пакетов акций в Анголе, вы понимаете, что все они так или иначе приходятся родственниками лидерам страны, партийному и военному руководству».
В 2003 году душ Сантуш вышла замуж за Синдика Доколо (Sindika Dokolo), конголезского коллекционера произведений искусства и сына магната Сану Доколо (Sanu Dokolo), основателя Банка Киншасы. Супружеская пара, у которой сейчас трое детей, живет попеременно в Луанде, Лондоне, Лиссабоне и Йоханнесбурге, где у Доколо есть родственники.
Изабель душ Сантуш свободно говорит на нескольких языках, однако она никогда не дает интервью прессе, предпочитая, как и ее отец, оставаться в тени. Ее представитель в Португалии настаивает на том, что все ее инвестиции в зарегистрированных на бирже компаниях максимально прозрачны.