На той же региональной конференции партии «Единая Россия» в Екатеринбурге 30 июня, где Владимир Путин выступал в защиту растущего российского присутствия в Арктике, он говорил и о своем видении развития этого региона. Он уделил особое внимание вопросам восстановления окружающей среды на арктических водных путях и разработкам месторождений природного газа.

Во-первых, он призвал к «большой уборке» в регионе. Путин сокрушался: «Я был на Севере в прошлом году, и я ужаснулся количеству старых бочек и цистерн, некогда использовавшихся для топлива и смазочных материалов, которые накапливались десятилетиями возле геологических станций и военных баз там. Порой эти емкости уже проржавели от старости и протекают, и содержимое выливается. Это недопустимо. Если мы не начнем убираться в Арктике прямо сейчас, последствия могут быть очень печальными».

Во времена холодной войны советское правительство закрыло несколько населенных пунктов в российской части Арктики для проведения испытаний химического и ядерного оружия. Большая часть отходов, частью радиоактивная, попала в реки, такие как Обь, которые впадают в Северный Ледовитый океан. Радиоактивные загрязнители не только остаются в российской части Арктики, более того, их следы находят и дальше к востоку, вокруг Аляски, и они продолжают циркулировать и дальше по всему земному шару. Дальше к северу, на острове Врангеля, Советы построили базу ПВО и метеорологическую станцию. В то время на острове проживали примерно двести человек. К сегодняшнему дню в результате утечки тысячи баррелей нефти там вылились, и это ядовитые последствия деятельности властей, которые мало заботились об окружающей среде. И это лишь несколько примеров загрязнений, разрушающих российскую Арктику.

Разработка морских месторождений нефти и газа

Путин также говорил о плане разработки месторождений природного газа вокруг полуострова Ямал ценой в 20 миллиардов долларов. Правительство намеревается построить там порт и завод СПГ для разработки месторождения «Южный Тамбей» в Баренцевом море объемом 1,2 триллиона кубических метров газа, хочется надеяться, что при этом они будут более заботливо относиться к сохранению окружающего природного ландшафта. Планы действительно реализуются, работа идет: 20 июня «Совкомфлот», крупнейшая российская судоходная компания, которая также специализируется на перевозках нефти и СПГ, подписала двустороннее соглашение о сотрудничестве с государственным Банком Развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк - ВЭБ). В более широком смысле, соглашение касается того, как будет финансироваться строительство судов для Ямальского проекта. Согласно пресс-релизу Совкомфлота, опубликованному на сайте компании, соглашение охватывает «структуру финансирования строительства судов и приобретения и последующего использования обычных танкеров СПГ, трансферных танкеров СПГ, танкеров, предназначенных для перевозки газового конденсата, и судов поддержки - все для проекта по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал». Планируется, что терминал там заработает уже к 2018 году.

Разработка морских месторождений нефти и газа - это неотъемлемая часть как российской долгосрочной экономической траектории, так и ее планов по увеличению своего присутствия в Арктике. Она также связана с предложениями страны сделать Северный морской путь полноценным судоходным маршрутом. Две недели назад Морская коллегия российского правительства провела семинар, на котором обсудила тему возрождения этого прохода, которым могут начать пользоваться все больше и больше нефтяных танкеров и танкеров с СПГ в ближайшие десятилетия. В интервью «РИА-Новости» губернатор Архангельской области Илья Михальчук рассказал, почему город Архангельск станет идеальным центром для данного маршрута. Он отметил: «Очевидно, пришло время возродить Северный морской путь. И этому вопросу уделяется огромное внимание на высшем уровне. Сегодня Архангельская область имеет все условия для того, чтобы вновь стать центром Северного морского пути. Большая часть исследовательского арктического флота по-прежнему базируется в Архангельске. Из четырнадцати гидрографических судов 12 приписаны к нашему порту. В районе имеются суда ледового класса и ледоколы с небольшой осадкой, имеются суда, способные проводить дноуглубительные работы и обеспечивать выгрузку на необорудованный берег. В регионе также имеется нефтебаза и Архангельский нефтяной терминал. Архангельская гидрографическая база была спасена, и она способна предоставить все необходимое для работы в северо-западной Арктике. Наш регион также может похвастаться наличием платформы для подготовки кадров - в виде Северного (Арктического) федерального университета. Вот почему мы уверены, что администрация Северного морского пути должна логичным образом быть расположена в Архангельске. В то же время и другие сильные административные пункты могут быть созданы с участием других регионов, по которым проходит Северный морской путь. Об этом говорил и вице-премьер Сергей Иванов, и Морская коллегия, и мы полностью поддерживаем позицию российского правительства по этому вопросу».

«Нести цивилизацию на Cевер»


В том же интервью Михальчук изложил необходимость увеличения масштабов жилищного строительства в этом удаленном северо-западном регионе России. Восемь государственных жилых домов будет построено в центре региона, а не в отдаленных пригородах. Многие молодые люди переедут в эти новые дома, когда их построят, из аварийного жилья. По данным опроса жителей Архангельска, жилье и детские сады являются основными приоритетами людей. Эти озабоченности перекликаются с такими же в другой большой стране северного региона Земли - Канаде. Там на трех территориях местные власти также отчаянно пытаются построить больше жилья и улучшить ситуацию с образованием.

Возвращаясь к Екатеринбургу, Путин говорил там: «Неся цивилизацию на Север, мы не должны нарушать вековую культуру местных народов». И вновь, это звучит похоже на канадского премьер-министра Стивена Харпера (Stephen Harper), он вполне может сказать то же самое в отношении аборигенов, которые проживали в северной Канаде тысячелетиями. Возможно, русские и канадцы в конце концов действительно разделяют общий взгляд на Арктику?

Миа Беннетт (Mia Bennett) с отличием окончила в 2010 году Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, член привилегированного общества студентов и выпускников колледжей «Фи Бета Каппа», имеет научную степень по специальности «политология» и «европеистика», а также дополнительная специализация в таких дисциплинах как «геопространственные информационные системы (ГИС) и технологии», «скандинавские языки» и «французский язык». Она концентрирует свое исследовательское внимание на таких проблемах как управление арктическими ресурсами и канадская инфраструктура, интересуется вопросами применения технологий ГИС к проблемам Арктики. Говорит по-французски, по-шведски, учит русский. Работает фрилансером для журнала ReNew Canada, проживает в данное время в Нью-Йорке.