Хотя в последние годы Кремль старательно поддерживал с Пекином теплые отношения, он прекрасно осознает опасность головокружительного взлета Китая как экономической и военной державы.
Россия, обладающая длинной общей границей с Китаем на Дальнем Востоке, конкурирует с этой страной за влияние в Центральной Азии. Парадоксальным образом, при этом она остается для Пекина одним из основных поставщиков вооружений и энергоносителей.
Тем не менее, как Кремль, так и многие из простых россиян, боятся, что однажды Россия и Китай могут вступить в военный конфликт. Дело в том, что, как подозревают в России, Китай втихомолку заглядывается на обширные территории в богатой ресурсами Сибири, которая слабо заселена и местами находится географически ближе к Пекину, чем к Москве. В Сибири уже сейчас много китайских трудовых мигрантов и кое-где можно увидеть дорожные указатели на китайском языке вместо русского.
Второй предмет тревоги Кремля – юг России, где на населенном в основном мусульманами Северном Кавказе развернулось исламистское повстанческое движение, подпитываемое ужасающей бедностью. Главный принцип российской политики – сохранение любой ценой территориальной целостности страны, и Кремль отчетливо дает понять, что он сделает все возможное, чтобы исламистские экстремисты, действующие в таких местах, как Чечня и Ингушетия, ее не подорвали. Как показала разгоревшаяся в 2008 году война с Грузией, у России также могут возникнуть конфликты с соседями и на беспокойном Южном Кавказе.