Россия сейчас начинает тратить 650 миллиардов долларов, которые в течение десяти лет должны быть израсходованы на модернизацию ее вооруженных сил. Одновременно с этим ее премьер-министр сделал решительный шаг в сторону освобождения российской армии от прошлого времен холодной войны. Речь идет об утилизации более 10 миллионов тонн устаревшего вооружения (в том числе 20 000 танков, более 100 000 других бронемашин и орудий, сотен кораблей и тысяч летательных аппаратов). В 1990-х годах все это оставалось ржаветь в открытом поле, на отдаленных авиабазах или в дальних углах портов и военно-морских баз. В прошлое десятилетие Россия потратила больше полумиллиарда долларов на то, чтобы обеспечить хоть какую-то безопасность и минимальное техническое обслуживание этой техники. Долгое время сохранялась надежда на то, что законсервированные вооружения могут пригодиться в случае новой большой войны. Однако оказалось, что их некому использовать, так как российские вооруженные силы впятеро меньше Советской армии, которой принадлежало это оружие. Кроме того, даже по российским стандартам большая часть утилизируемой техники элементарно устарела, а по западным стандартам, устаревшей считается она вся. Последние два десятилетия остальной мир роется в этой горе излишков времен холодной войны и покупает то, что ему кажется полезным, однако количество ненужного оружия и техники это почти не меняет.
Помимо техники есть еще миллионы тон боеприпасов, которые нужно утилизировать. Находящиеся в них взрывчатые вещества и ракетное топливо необходимо аккуратно обезвредить или просто взорвать. Это дорогостоящий процесс, на который, по мнению правительства, понадобится больше двух миллиардов долларов и более пяти лет. Металлолом, оставшийся от техники и боеприпасов, как ожидается должен принести около 400 миллионов долларов.
Как осуществить эту огромную и сложную задачу, русские знают. Последние два десятилетия они отслеживают деятельность маленькой германской фирмы, разобравшей на запчасти и металлолом больше 14 000 бронемашин. В основном это были танки и бронетранспортеры, примерно половина которых принадлежала армии Восточной Германии и зачастую была либо российской модели, либо выпущена в России. Армия ГДР со всем своим русским вооружением стала лишней, когда в 1990 году две Германии объединились. В армии Западной Германии было 10 000 бронемашин, и большая их часть была списана из-за окончания в 1991 году холодной войны и из-за подписания Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), ограничивавшего число бронетехники, которую Россия и западные страны могли держать в Европе. Причем, если западные страны, чтобы соблюсти ограничения договора, утилизировали множество техники (и заменили часть ее новыми моделями), то Россия просто переместила свою технику на восток, за установленную ДОВСЕ границу.
Хотя большая часть германской техники отправилась в металлолом и на переплавку, однако многие двигатели были проданы и использованы на запчасти для техники аналогичного типа или для других целей. Высококачественная сталь переплавлялась и использовалась в производственных целях или для выпуска потребительских товаров, требующих высокого качества стали. Также отдельно извлекались другие металлы, такие как медь. Сохранены для дальнейшего использования были также многие автомобильные и электротехнические детали.
Еще по теме: Ракеты, переработанные ради дела мира
За работой следили российские инспектора, контролировавшие соблюдение ДОВСЕ, а также российские спутники, чтобы Москва могла убедиться, в полном уничтожении боевой техники. Чтобы разобрать танк, нужно два-три дня. Некоторые части приходится разрезать на куски, чтобы они поместились в плавильную печь. Специального оборудования для этого не требуется – только много тяжелой работы. Фирма, занимающаяся этим делом, ожидаемо носит название Battle Tank Dismantling и располагается в 300 километрах к юго-западу от Берлина. Теперь в России будет создано несколько аналогичных фирм, занимающихся утилизацией, которые будут разбирать на части и переплавлять то, что осталось от холодной войны – раз и навсегда.