В январе 2015 года прошло очередное заседание Коллегии министерства обороны РФ, в ходе которого обсуждалась будущая военная политика страны. Наибольший интерес вызывает заявление о создании воздушно-космических сил путем слияния военно-воздушных сил (ВВС) и войск воздушно-космической обороны (ВВКО).
Цель — рационализация системы воздушной обороны
Речь об этом велась и ранее, однако ВВС занимали пассивную позицию. Когда в 2014 году стали говорить об объединении, глава ВВС отозвался об это крайне туманно, заявив о том, что, возможно, это случится в 2016 году.
Тем не менее планы по слиянию неожиданно были перенесены на 2015 год. Точная дата пока не известна, однако зачастую изменение структуры российских войск происходит ближе к периоду зимних учений, которые стартуют 1 декабря. Думаю, в ближайшее время начнется непосредственная работа в этом направлении, которая продолжится до осени.
Что же стоит за этим?
Первой в голову приходит мысль о рационализации системы воздушной обороны.
После окончания холодной войны в России существовали космические войска, которые отвечали за запуск и контроль спутников, а также наблюдение за баллистическими ракетами. К ним были присоединены войска оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны, в результате чего в 2012 году появились войска воздушно-космической обороны.
Тем не менее за воздушную оборону отвечали также ВВС, то есть ВВКО и ВВС стали выполнять схожие функции.
На самом деле в настоящее время ВВКО и ВВС даже используют одни и те же системы. При этом у ВВКО есть радиолокационные станции обнаружения, которые покрывают всю территорию России, что приводит к определенной неясности в общей системе.
Объединение воздушного и космического пространства
Тем не менее вышеупомянутые обстоятельства — не единственная причина. Если нужно было бы просто разделить обязанности по воздушной обороне, то это уже делали и в СССР, и в России. В РФ были соответствующие ноу-хау.
Для России, скорее, было важно создать новую оборонную систему, которая бы рассматривала воздушное и космическое пространство как единое целое.
В последние годы РФ внимательно следила за американскими разработками неядерных систем дальнего радиуса действия, включая систему нанесения неядерного быстрого глобального удара (CPGS).
CPGS — это неядерное оружие, способное поразить любую цель на Земле в течение часа после получения команды. Оно позволяет нанести «быстрый глобальный удар» при помощи запускаемого с территории США беспилотного летательного аппарата по типу крылатой ракеты. Разогнавшись до гиперзвуковой скорости, тот способен затем спланировать на цель, чтобы поразить ее одной или несколькими боеголовками.
Разработка этого оружия в США столкнулась с определенными трудностями, поскольку для его создания необходимы новые материалы, выдерживающие высокую температуру, новые двигатели, а также системы контроля и управления для наведения на цель на огромной скорости. Тем не менее если этот проект будет реализован, стратегическая обстановка серьезно изменится.
США позиционируют CPGS в качестве системы быстрого удара по таким целям, как авианосцы и крылатые ракеты. По словам эксперта по ядерному оружию Федерации американских ученых Ганса Кристенсена (Hans Kristensen), эта система может прийти на смену межконтинентальным баллистическим ракетам.
Кристенсен утверждает, что CPGS может заменить 30% ядерного потенциала США.
В 2012 году Владимир Путин, тогда занимавший пост премьер-министра России, указал на то, что подобное оружие обладает потенциалом, сравнимым с ядерным оружием. При этом он подчеркнул, что область его применения намного уже.
Системы вооружений, на которые не влияют ядерные средства сдерживания
Следовательно, Россию беспокоит то, что могут появиться стратегические системы вооружений, подобные CPGS, на которые не будут влиять ядерные средства сдерживания.
То есть Россия не сможет применить ядерное оружие в ответ на применение США неядерных систем в таких конфликтах, как, скажем, чеченская или грузинская война, а также украинский кризис.
Кроме того, огромный ядерный потенциал, унаследованный от СССР, поддерживает авторитет России на международной арене, однако если появится стратегическое неядерное вооружение, то позиции РФ могут пошатнуться.
Причина, по которой Россия выступает против американской системы ПРО, также состоит в том, что в результате ее распространения может снизиться боеспособность российского ядерного оружия.
И правда, Россия настаивает на том, чтобы в соответствии с договором СНВ-3 было ограничено общее количество баллистических ракет, независимо от типа боеголовок.
Более того, в обновленную в 2014 году военную доктрину была включена фраза о «глобальном ударе» с учетом системы CPGS.
По всей видимости, воздушно-космические войска будут созданы с учетом будущих изменений в стратегической обстановке. Главная мысль состоит в том, чтобы объединить воздушную и космическую оборону с целью создания системы, которая сможет противостоять CPGS.
Будет ли у России своя неядерная стратегическая система?
Прогресс в сфере вооружений налицо.
В настоящее время в России есть только система противоракетной обороны А-135, которая способна перехватывать баллистические ракеты противника. Она применяется для обороны Москвы. Однако в этих ракетах установлены ядерные боеголовки, поэтому применение их вблизи Москвы приведет к огромному ущербу, в связи с чем их нельзя использовать, если не разразится полномасштабная ядерная война.
Тем не менее сейчас Россия ведет разработку нового проекта, А-235, где используются ракеты с обычными боеголовками. Также скоро на вооружение российской армии поступит комплекс С-500, который может быть развернут на открытой местности.
Итак, есть ли у России выбор? Или же ей придется разработать собственную неядерную стратегическую систему?
РФ давно занимается разработкой сверхзвуковых боеголовок, которые смогут прорваться сквозь американскую ПРО. Предполагается, что новые межконтинентальные баллистические ракеты РС-26, развертывание которых начнется в будущем году, будут оснащаться именно такими боеголовками. Тем не менее они также будут ядерными, поэтому их нельзя назвать средством высокоточного быстрого удара.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял о том, что в России будет создано новое ведомство для разработки систем сверхзвукового оружия, но, судя по всему, на это уйдет еще много времени.