Иран заявил, что может частично остановить свою программу по обогащению урана, и выразил готовность возобновить ядерные переговоры с ведущими державами без предварительных условий. Как сообщили в среду западные представители, это говорит о том, что Тегеран ошеломлен масштабами принятых против него международных санкций.
Американские и европейские дипломаты приветствовали иранские предложения, хотя и с определенным скепсисом, помня о неискренности Ирана на переговорах в ходе семилетних споров с мировым сообществом по поводу ядерных устремлений этой страны. Иран опровергает утверждения мирового сообщества о том, что он намерен стать обладателем ядерного оружия.
Выступая в среду в Стамбуле, турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoglu) сказал, что его иранский коллега Манучехр Моттаки (Manouchehr Mottaki) пообещал в воскресенье прекратить обогащение урана до более высокой степени концентрации, необходимой для работы исследовательского медицинского реактора, если мировые державы согласятся на сделку по обмену топливом, о которой Тегеран договорился в мае с Турцией и Бразилией.
Предложение об обмене топливом находилось в центре прошлогодних переговоров международного сообщества с Ираном, когда члены Совета Безопасности ООН предложили Тегерану отправить свой уран за границу, а взамен получить топливные стержни с 20-процентной степенью обогащения, которые необходимы стране для работы исследовательского реактора. Иран приветствовал это предложение, однако затем отказался от него, а в мае сформулировал собственный план обмена.
Иран продолжал настаивать на том, что продолжит обогащать собственное ядерное топливо до 20 процентов. Это намного больше тех 3 процентов концентрации, которые необходимы для работы ядерного реактора. Многие иностранные представители полагают, что это шаг в направлении создания ядерного оружия. В прошлом месяце ООН приняла новые санкции против Ирана. Соединенные Штаты и Евросоюз после этого приняли дополнительные, более жесткие меры.
Как заявил Моттаки, "у Ирана не будет необходимости продолжать обогащение до 20 процентов, если будет реализовано тегеранское соглашение, и страна получит требуемое топливо". Об этом сообщил в среду Давутоглу, проводя совместную пресс-конференцию с министром иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle).
Получить комментарии по этому поводу в министерстве иностранных дел Ирана не удалось.
Американские представители заявили в среду, что они анализируют недавние переговоры Ирана с Турцией, а также изучают письмо, направленное в понедельник Тегераном в Международное агентство по атомной энергии. Однако первая реакция администрации Обамы на это письмо была негативной.
Один официальный представитель, знакомый с содержанием письма из Тегерана, сказал, что Иран пытается использовать предложение об обмене топливом в качестве инструмента для ослабления санкций, никак не реагируя при этом на конкретную обеспокоенность Вашингтона по поводу иранской ядерной программы в целом. Этот представитель отметил, что Иран в своем письме не отвечает на конкретные вопросы, поставленные членами так называемой Венской группы в составе США, России и Франции по поводу майского соглашения Тегерана с Турцией и Бразилией об обмене топливом.
Написав такое письмо, Иран стремится вступить в переговоры с Турцией, Бразилией и Венской группой, а не с пятеркой постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия.
"Есть подозрение, что Иран стремится использовать обмен топливом в качестве средства для ослабления санкций и уклонения от ответа на важные вопросы", - заявил американский представитель, работающий по иранской проблеме.
Глава внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) также ведет переписку с Ираном по поводу сентябрьской встречи, о чем сообщают западные дипломаты. Они говорят, что Тегеран и здесь уклоняется от прямых переговоров о своей ядерной программе в целом, а также пытается подключить к будущим переговорам Турцию и Бразилию.
Американские и европейские дипломаты считают, что пакет новых экономических санкций, введенных против Тегерана за последние два месяца, выбил иранское руководство из колеи. По их словам, они слышали от иранских представителей, что финансовые санкции, наложенные ЕС на этой неделе, оказались намного масштабнее, чем думал Тегеран. Как говорят дипломаты, есть признаки того, что новые санкции ООН, ЕС и США в своем сочетании начинают оказывать воздействие на иранскую экономику.
В последние недели, как заявил один европейский официальный представитель, в портах Ирана застряло более десятка иранских грузовых судов, поскольку у них возникли трудности с получением страховки. А европейские авиадиспетчеры запретили полеты иранских авиалайнеров, так как те не соответствуют требованиям безопасности.
"Мы получаем больше чем обычно сигналов о том, что они хотели бы начать переговоры, - заявил европейский представитель в Иране, - чтобы мы воспринимали иранцев всерьез, они должны согласиться на прекращение работ по 20-процентному обогащению и продемонстрировать свою готовность обсуждать ядерную программу в комплексе".
Одно из подразделений влиятельного Корпуса стражей исламской революции заявило на прошлой неделе, что отказывается от участия в крупном газовом проекте. Его представители в качестве основания такого отказа назвали новые международные санкции, хотя конкретных причин своего выхода из проекта не привели.
Высокопоставленные иранские представители в последние дни выступали с пренебрежительными заявлениями по поводу санкций, заявляя, что они будут неэффективны. "Введением санкций они не смогут преградить путь иранскому народу", - заявил в среду президент Махмуд Ахмадинежад, посещая места строительства двух нефтехимических комплексов на юге Ирана. Об этом сообщила национальная вещательная компания страны.
Западные представители скептически отнеслись к турецко-бразильской сделке по обмену топливом в момент ее заключения, увидев в этом уловку Тегерана, направленную на воспрепятствование введению санкций.
Турция и Бразилия проголосовали против санкций, заявив, что нужно время для укрепления доверия между сторонами, и что такое время появится в случае принятия их соглашения об обмене топливом.
Представитель министра иностранных дел Турции заявил в среду, что пока слишком рано говорить о том, на каком этапе Анкара ожидает отмены новых санкций в случае утверждения соглашения об обмене топливом.
С участием Джо Паркинсона (Joe Parkinson) и Чипа Камминса (Chip Cummins).