Российские официальные лица сообщили о том, что на следующей неделе начнется загрузка топлива в реактор иранской атомной электростанции в Бушере, и это будет означать начало работы этой установки после долгих лет проволочек.
Российские и иранские специалисты начнут загружать урановые топливные стержни в реактор атомной электростанции 21 августа, и этот процесс должен занять примерно две или три недели. Это будет ключевым шагом, необходимым для запуска реактора, хотя он и не будет считаться введенным в действие с этого момента.
«Это будет необратимым шагом, - подчеркнул официальный представитель российской ядерной корпорации "Росатом" Сергей Новиков. – В этот момент атомная электростанция в Бушере будет официально признана как ядерная энергетическая установка».
Новиков сообщил о том, что глава «Росатома» Сергей Кириенко посетит расположенный на юге Ирана Бушер для участия в торжественной церемонии, которая будет проведена на следующей неделе. Вице-президент Ирана Али Акбар Салехи (Ali Akbar Salehi), который является одновременно руководителем иранской Организации по атомной энергии, также намерен присутствовать на этом мероприятии.
В марте этого года государственный секретарь США Хилари Клинтон во время визита в Москву подвергла критике российские планы запуска в эксплуатацию атомной электростанции в Бушере и назвала их преждевременными с учетом существующих на Западе подозрений относительно ядерной программы Тегерана.
В июне этого года Совет Безопасности ООН одобрил четвертый раунд санкций против Ирана в связи с его ядерной программой, которые включает в себя более жесткий финансовый контроль, расширенное эмбарго на поставки вооружений, запрет на операции с активами примерно трех десятков компаний, а также ограничения на поездки физических лиц.
Несмотря на существующие в Америке сомнения относительно иранской установки, эксперты в ядерной области говорят о том, что в Бушере не используются чувствительные технологии, которые могут иметь военное применение, и именно поэтому иранская атомная электростанция не фигурирует ни в одной резолюции Совета Безопасности ООН. Более того, реактор в Бушере никак не связан с секретной иранской программой по обогащению урана, которая рассматривается как главная угроза возможного «использования ядерной энергии в военных целях». Эти работы иранские специалисты проводят на других установках.
«Иранцы смогли продвинуться в реализации планов строительства атомной электростанции в Бушере, потому что это установка чистая», - подчеркнул один из экспертов-ядерщиков. Он также добавил, что международное сообщество терпимо относится к реактору на легкой воде в Бушере из-за участия России.
Москва указывает на то, что этот проект находится под пристальным контролем со стороны специального наблюдательного органа ООН – Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Москва также подчеркивает, что Иран подписал соответствующий документ и взял на себя обязательство направлять весь использованный уран из Бушера обратно в Россию для последующего обогащения, и поэтому в данном случае исключается возможность его использования для производства ядерного оружия.
Строительство первого ядерного реактора в Иране началось в 1975 году, и эти работы выполнялись несколькими немецкими компаниями. Они прекратили свое участие в проекте в связи с введением эмбарго со стороны ООН на поставку высокотехнологичного оборудования в Иран после исламской революции 1979 года и последовавшего за этим захвата американского посольства в Тегеране. Россия включилась в этот проект 15 лет назад и согласилась построить реактор мощностью 1000 мегаватт, что можно сравнить с попыткой починить немецкий двигатель на российском автомобиле.
Отсрочки стали главной проблемой этого проекта, стоимость которого оценивается в 1 миллиард долларов, а дипломаты говорят о том, что Москва использовала его как рычаг для оказания давления в отношениях с Тегераном. Иран должен был смириться с длительными сроками выполнения работ, так как у него не было других партнеров в ядерной области.