После месяцев таинственных проблем и подозреваемых аварий иранские техники вчера заложили первую дозу уранового топлива в атомный реактор в Бушере. Наступила новая фаза в длительном и мучительном процессе, который должен позволить стране производить атомную энергию. Высший руководитель Исламской республики аятолла Али Хаменеи получил поздравления и благословение от парламента Тегерана: «Соединенные Штаты и некоторые европейские страны пытались помешать нам, но нам все равно удалось завершить нашу политику развития», - сказал глава комиссии по иностранным делам Аладдин Боруджерди (Alaeddin Boroujerdi).
Международное сообщество питает тяжелые подозрения в отношении иранской ядерной программы. Американская разведка утверждает, что Тегеран создает оружие массового уничтожения, эта гипотеза подтверждается некоторыми докладами Международного агентства по атомной энергии при ООН (МАГАТЭ). Ответственный за атомную электростанцию в Бушере, Али Акбар Салехи сообщил вчера иранскому агентству новостей Fars, что работы «завершатся за 55 дней» и что атомная станция будет подключена к общей сети «не позже февраля».
Уран на атомную электростанцию в Бушере поступает из России: представители Кремля годами сотрудничали с Ираном, чтобы создать АЭС и присутствовали на грандиозной церемонии открытия, организованной в прошлом августе исламским режимом. Но роль Москвы в этой игре неоднозначна: президент Дмитрий Медведев недавно отменил договор, который позволил бы Ирану приобрести зенитно-ракетные системы S300; в сентябре, когда информационный вирус заблокировал компьютеры Бушера, некоторые аналитики предположили, что это результат саботажа, организованного секретными российскими службами.
Согласно источникам газеты «Il Foglio», близким к Кремлю, энергетическое сотрудничество с Тегераном «развивается естественным путем и без проблем». Вчера в России делегация МАГАТЭ встретилась с представителями правительства. В программе встречи было также обсуждение атомной программы аятолла. «Никто не заинтересован в создании Ираном атомной бомбы, - говорят в Москве, - ведь эта опасность угрожает в первую очередь нам самим».