Перевод предоставлеен изданием "Курсор" (Израиль)
Четыре недели продолжалась "жасминовая революция". Она распространялась по Тунису со скоростью пламени. Спонтанный народный гнев вылился в социальный протест и завершился требованием демократизации общества и соблюдением прав человека. Арабские режимы (и те, кто этим режимам противостоят) внимательно наблюдали за происходящим в Тунисе. Теперь они с не меньшим волнением следят за тем, что происходит в этой стране на нынешнем этапе – сумеют ли жители Туниса воспользоваться плодами революции и сделать свою жизнь лучше. Или же это североафриканское государство погрязнет в насилии, анархии и политической нестабильности.
Скорость, с которой рухнул режим тунисского президента, удивил многих, но в первую очередь – самих тунисцев. Вряд ли еще месяц назад кто-нибудь из них рассчитывал на подобное развитие событий. Бегство президента Бен Али и капитуляция премьер-министра Мухаммеда аль-Ганнуши, который предпринял попытку перехватить власть, убедительно доказывает то, что старый режим окончательно уничтожен. Главной задачей новой власти были и остаются усилия по стабилизации ситуации в стране. Однако те силы, которые привели к изменениям, не скрывают свою очередную цель: построить тунисское государство нового типа.
Оппозиция в стране, которая в течение 20 лет была диктатурой, является очень разрозненной. Тем не менее в конце минувшей недели все представители оппозции единодушно заявили: новое государство будет либеральной демократией. Тунисцы ждут конституционных изменений. Они хотят, чтобы власть в их стране основывалась на принципе парламентской демократии, а роль президента была символической. Полная противоположность тому, что представлял из себя режим Бен-Али. Они хотят сильную власть. Они треюбут прав. На меньше они не согласны.
То, что будет происходить в Тунисе, окажет огромное влияние на судьбу арабских режимов. Вряд ли возможен эффект домино, который приведет к падению арабских властителей в соседних странах. Все понимают, что революция в отдельной стране не предвещает изменений в остальных государствах. И все-таки: если демократия в Тунисе не потерпит поражение, со вренемем это усилит сопротивление народных масс в арабском мире.