Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Министр обороны Эхуд Барак решил наконец поделиться с общественностью своим мнением о том, что происходит в эти дни арабском мире. Он с похвалой отозвался о Хусни Мубараке, выразив свое сочувствие к смещенному со своего поста египетскому президенту. Барак также выразил надежду на то, что революционные события в арабских странах не закончатся приходом к власти исламских радикалов.
По непонятной причине свое мнение Барак высказал в интервью американскому каналу CNN. Возникает вопрос, почему в столь сложной и взрывоопасной ситуации, глава израильского оборонного ведомства анализирует происходящие события по-английски, а не на иврите? Планирует ли он вообще отчитаться перед своим народом и рассказать израильским гражданам, как правительство и армия намерены действовать в условиях меняющейся буквально на глазах ближневосточной реальности? Судя по всему, не планирует. А что насчет избирателей, которым он обязан своим политическим статусом? Если верить социологическим опросам, шансы Барака быть избранным в кнессете следующего созыва, ничтожны. По всей вероятности, Барак полагает, что это освобождает его от обязанности отчитываться перед гражданами.
Теперь уже ясно, что Ближний Восток переживает исторические, революционные события. Происходящее в арабских странах можно сравнить с событиями конца 80-х - начала 90-х, когда один за другим рухнули коммунистические режимы в Восточной Европе. То, что происходит вокруг нас, не землетрясение, а сдвиг тектонических плит. Весь мир внимательно наблюдает за происходящим в нашем регионе.
К большому сожалению, израильское политическое и военное руководство в последние недели лишь вяло отреагировало на политическое цунами. Израильские лидеры не удостоили нас ни единым серьезным анализом происходящего. Словно никто из них не слышал о праве общества на получение информации, о праве граждан задавать вопросы своим руководителям.
Два арабских режима уже прекратили существование. Судьба третьего решится в ближайшее время. На очереди четвертый. Но выясняется, что в столь судьбоносный период ни один израильский руководитель не счел нужным поделиться своим мнением с общественностью, дать интервью. К огромному сожалению, израильские средства массовой информации позволили этому произойти.
Никто не ждет от израильских лидеров, чтобы те посвятили своих граждан в секретные, оперативные планы, которые рассматриваются высшим руководством при закрытых дверях. Однако политическое руководство обязано рассказать народу о том, как оно видит ситуацию, что оно делает для того, чтобы предотвратить стратегические опасности, вытекающие из происходящего в арабском мире.
Вновь выясняется, что мы живем в состоянии условной демократии. Пресса молчит. Наши руководители игнорируют право народа задавать вопросы.
Вот, например, несколько важных вопрос, которые следовало бы задать в первую очередь: как Израиль готовится к существованию в новой ближневосточной реальности? Предпринимают ли наши руководители какие-либо действия в связи с происходящим в арабских странах, кроме просмотра телерепортажей из Египта и Ливии? Имеется ли опасность разрыва дипломатических отношений с Египтом и Иорданией, с которыми Израиль подписал мирный договор? Стоит ли, несмотря на происходящие события, все же попытаться добиться мирного урегулирования с палестинцами и Сирией?
Молчание израильских лидеров – это не только антидемократический акт. Молчание наших руководителей вызывает подозрение, что они просто-напросто не знают, что делать. У них нет ни малейшего представления о том, как Израиль должен готовиться к новой реальности. А это уже гораздо страшнее.