Объясняемая универсальностью феномена, определяемая различными факторами фундаментальность категории так или иначе частично трансформируется в некоторые отдельные понятия, которые, тем не менее, не есть отрицание целостности явления, поскольку их сущность сформирована самобытностью первичного.
Рассматривая современные события на арабской улице, а вместе с тем и во всем мире, естественно, учитывая их политические, социально-экономические, геостратегические составляющие, необходимо все же обратить пристальное внимание на проблему культурологической общности, различий и противоречий, которые бесспорно влияют на формирование объективного восприятия и представления, поскольку детерминистическая трактовка требует комплексного подхода, для того чтобы выявить закономерность развития процессов.
Например, профессор, заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ и один из теоретиков «неоевразийства» Александр Дугин не раз подчеркивал в предыдущих интервью нашей газете (да и не только нашей), что «демократия» не является универсальной парадигмой.
А в недавней беседе с нашим корреспондентом он в числе некоторых вопросов также акцентировал внимание на разновидности других явлений.
- Может ли последовательность процессов, развивающихся вот уже некоторый период на арабской улице, служить доказательством того, что сегодня существует «общеарабское национальное самосознание»? Не кажется ли вам, что в данном случае как необходимо принять во внимание исламский фактор, так можно порой и «игнорировать» его?
- Арабский мир действительно до сих пор все еще представляет собой нечто целое. Арабский мир - это одна религия, общий язык, культура, и в большой отрезок времени - одна история. В эпоху халифата и арабских завоеваний была точно определена зона, в которой «арабизм» смог доминировать над другими и местными культурами. Таким образом, огромные территории оказались «арабизированным пространством». Конечно, в арабском мире есть очень серьезные региональные различия, но все-таки эти различия существуют в рамках единого общества. События, которые сегодня происходят на арабской улице, действительно доказывают, что мы имеем дело с цивилизационным единством. Обратите внимание, что именно с арабским цивилизационным единством, а не общеисламским. Ведь в рамках исламской цивилизации можно обозначить такие совершенно самостоятельные явления, как шиитская цивилизация Ирана, специфическая тюркская исламская цивилизация, пакистанская, афганская, северокавказская исламская культура. Ислам, конечно, одна из самых «универсальных религий», но в различных мусульманских странах и регионах существуют различные цивилизационные культуры, и этнические векторы преобладают над собственно религиозными. Исламский мир чрезвычайно разнообразен. Именно поэтому «арабский сегмент» представляет собой нечто целое и единое.
- Вы больше подчеркиваете этническую обусловленность исламской культуры. Но вместе с тем, кроме этого, существуют и внутриисламские идеологические течения, которые порой преподносятся более как надэтнические?
- Действительно важно отметить и «внутриисламские идеологические течения», но это все по большому счету никоим образом не отменяет этническую модель ислама, даже при всем разнообразии тарикатов и мазхабов в том же арабском мире. Именно по этой причине я считаю, что современное единое арабское общество - это реальная действительность, и проповедуемый некоторыми лидерами арабских стран «панарабский национализм» имеет под собой определенную почву.
- А как вы думаете, волнения в Тунисе, Египте, а также гражданская война в Ливии в общей совокупности - это больше «вызов», требующий «ответа» только в арабском мире? Насколько целесообразно считать, что «вызов» охватывает всю так называемую «глобальную ойкумену»?
- Сегодня такое самостоятельное и полноценное культурное единство, как арабоязычный мир, пришло в движение, и мы стоим только у истоков этого сдвига. Арабский мир выходит из постколониальной модели. В данный момент арабский мир пытается осознать себя.
На самом деле подобные попытки были и ранее. Первый конкретный период был во времена Абделя Насера. Египетский президент был намерен сформировать арабскую нацию с социалистическим уклоном. Сегодня социализм - это все же не то, что может сплотить «единый арабский народ». Я полагаю, что именно специфический арабский исламизм является той идеей, которая будет пробивать себе «путь к жизни». Эта идея перерастет в конфликт с буржуазным национализмом, с ценностями европейского гражданского общества, принципами глобализма и, возможно, с какими-то отдельными универсалистскими представлениями в исламе. Что касается глобальной системы, она переживет глубокий кризис. США как супердержава уже не справляется с «мировым правлением». А значит, это кризис глобального американского доминирования и регулируемого Штатами глобального порядка. Становится все более очевидным, что западная цивилизация в целом не «ассимилируется» в других культурах, к чему были претензии. Глубокой демократизации и либерализации не происходит.
- Тем не менее, в ряде обществ идет столкновение массы противоречий, которые в целом не способствуют диалектическому упорядочению. Вот вам демократия, а вот вам историческая особенность становления государственности того или иного народа и нации. С одной стороны, проповедуемые универсальные общественные идеалы, либеральные экономические ценности и законодательная база, с другой - внутренняя социальная стратификация, реальная хозяйственная структура и правовая действительность. А как сформулировать закономерность того, что, отказавшись от универсальных установок и руководствуясь супериндивидуальной особой ментальностью и культурой, различные регионы и нации смогут добиться качественно новой политической стабильности, гармоничного социально-экономического уклада?
- В принципе я продолжаю думать, что западная европейская цивилизационная модель, которая определяется такими параметрами, как парламентская - представительская демократия, индивидуализм, либерализм, свободный рынок, не является универсальной. Я воспринимаю ее как навязанную в рамках колониальной политики. Ее провозгласили универсальной точно так же, как провозгласили право захватывать колонии. Я уверен, что в данном случае речь идет о конкретном западноцентрическом подходе, в рамках которого отдельная культура, политика, экономика и право отождествляется с каким-то универсальным процессом. Это определенная разновидность «западного расизма». Этот расизм бывает, как у Гитлера, «биологическим» и другим - «культурно-цивилизационным». Я полагаю, что, к примеру, арабский мир сталкивается с первой задачей. То есть перед арабским миром стоит цель избавиться от феноменов «колониального самосознания» и западноевропейской ценностной системы. Следует осознать, что эти ценности были навязаны арабским странам. Пока этого избавления не произойдет нельзя говорить о долгосрочной стабильности, так в арабских государствах может даже развязаться гражданская война между сторонниками арабской идентичности и западноевропейской. Вместе с тем для укрепления арабской исламской цивилизации естественно возникнет необходимость использовать часть каких-то передовых западных технологий. Но это будет происходить во имя укрепления собственной идентичности. Образцом можно выбрать Китай. И еще повторю, что важно укреплять сугубо арабскую исламскую идентичность. Арабский исламский мир есть совершенно четкая, конкретная цивилизационная матрица. В рамках этой матрицы должна сложиться выросшая из исторических корней определенная социальная, политическая культура, которая будет отличаться от европейской, американской и других разновидностей ислама. Это заложит фундамент для дальнейшего развития. Наряду с этим надо довести революции в Тунисе и Египте до конца, потому что необходимо избавиться от коррумпированных, прозападных и марионеточных политических элит, а не только Бен Али и Мубарака.
- То есть, чтобы произошла реальная смена элит, а не отдельных лиц...
- Именно. Только тогда можно будет говорить о начале нового исторического пути, потому как ситуация окажется в совершенно ином контексте.