Пока международное сообщество с озабоченностью следило за событиями в Ливии, Сирии и других арабских странах, пришло неожиданное известие из Палестины: партия главы автономии М. Аббаса «Фатх» и радикальное исламистское движение «Хамас» заявили о примирении. 3 мая этого года 13 палестинских фракций – в том числе «Фатх» и «Хамас» – подписали в Каире договор о единстве. В соответствии с ним две главные политические силы решили создать временное правительство, которое будет работать до парламентских и президентских выборов в автономии (последние должны состояться в течение года).
Данное решение может открыть путь к конструктивному диалогу между палестинскими политическими группами. К этому располагает и благоприятный международный контекст. Как написала «The Los Angeles Times», «Ближневосточная четверка» (Россия, США, ЕС и ООН) может признать Палестину в качестве независимого государства, если очередные мирные переговоры между палестинцами и израильтянами закончатся провалом. Вопрос о признании своей независимости палестинцы собираются поднять уже на сентябрьской сессии Генассамблеи ООН, и различные источники придерживаются того мнения, что Ассамблея может признать независимую Палестину, если автономия выполнит ряд выдвинутых ей требований.
Кроме того, Египет стремиться закрепить за собой статус лидера региона, и посредничество в решении палестинского вопроса – отличный способ достижения данной цели. С другой стороны «Хамас» теряет поддержку ближневосточных стран (в том числе Сирии), что заставляет его искать новых союзников и идти на уступки оппонентам из «Фатх» (в подтверждение этого можно привести факт решения лидера «Хамас» Х. Мешааля и его соратников перебраться из Дамаска в Катар, т.к. Египет и Иордания отказались их принять). Иными словами, налаживание диалога между различными политическими силами в Палестине помимо всего прочего является логическим продолжение региональных процессов, и данная основа для примирения «Хамас» и «Фатх» ceteris paribusв ближайшем будущем должна сохраниться.
Наконец, политическое сближение выгодно самим сторонам примирительного процесса. В частности для лидера «Фатх» М. Аббаса это прекрасная возможность возглавить правительство переходного периода, что позволит ему стать по крайней мере формальным лидером всех палестинских территорий и таким образом создать основу для распространения влияния «Фатх» во всей автономии. «Хамас», как известно, отказывается подчиняться требованиям «Ближневосточной четверки» о прекращении террористической деятельности, признании Израиля и уважении к ранее достигнутым палестино- израильским соглашениям, а союз с «Фатх» позволяет движению стремиться к достижению намеченных целей, не отказываясь от своих базовых принципов. Кроме того, как написал «The Time Magazine», политический диалог с «Фатх» выгоден «Хамас» еще и как способ усиления своего влияния на Западном берегу реки Иордан (сфера влияния «Фатх»).
Соответственно, можно предположить, что в долгосрочной перспективе политические амбиции сторон снова приведут к их конфликту, однако сегодня они готовы объединить свои усилия в деле создания независимой Палестины. Поэтому в ближайшем будущем союз «Хамас» и «Фатх» должен остаться незыблемым.
Разумеется, против этого активно выступает Израиль. Комментируя подписание палестинского договора о единстве, премьер-министр страны Б. Нетаньяху предложил «Фатх» выбирать – «или мир с Израилем, или с «Хамас», т.к. мир одновременно с обоими невозможен». Не поддерживает палестинскую инициативу и Германия, представитель которой С. Сейберт заявил о том, что Берлин не признает Палестину без согласия Израиля.
И все же, этого может не хватить, чтобы остановить сближение «Фатх» и «Хамас». Международное сообщество в лице США, России и множества других стран мира заинтересовано в скорейшем урегулировании палестино-израильского конфликта. Поэтому решение о признании независимости Палестины может быть принято и без согласия недовольных им сторон (прежде всего Израиля).
Таким образом, палестинским политическим силам жизненно необходим консенсус, который бы соответствовал по крайней мере минимальным требованиям Запада, а именно, означал единство палестинских территорий, прекращение террора, хотя бы формальное стремление к миру и т.д. Также палестинцы должны будут выдержать мощное давление со стороны Израиля, чтобы получить государство в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме.
Первые шаги в данном направлении уже сделаны – договор о единстве подписан. Теперь остается надеяться на его выполнение минимум до появления независимой Палестины. Что случится после этого, сказать трудно. Все-таки долгосрочные цели и способы их достижения у «Хамас» и «Фатх» различны. Поэтому можно предположить, что вскоре после признания независимости палестинского государства эти политические силы снова встанут на тропу войны, что вновь поставит его на грань распада.