Кабул – Россия хочет увеличить свое присутствие в Афганистане и восстановить страну, в которой советские войска сражались в затянувшуюся на десятилетие войну, обернувшуюся катастрофой. Об этом намерении заявил дипломатический представитель России в Кабуле, одновременно с тем заметив, что связи между двумя странами, бывшими некогда врагами, не были крепче, чем сейчас, на протяжении последних 20 лет.
И хотя Россия отказалась присоединить свои войска к силам НАТО, ведущим бои в Афганистане, Москва поигрывает мускулами со своей территории, из-за границы – а граничит Россия с большей частью бывших советских среднеазиатских республик, которые рассматривает как свою постоянную зону влияния.
«Думаю, отношения сейчас находятся на пике развития и не были лучше за последние 20 лет, продолжая развиваться и расширяться… Но я бы хотел, чтобы они развились еще шире», – рассказал посол Андрей Аветисян в своем интервью Reuters в четверг вечером в просторном и пышном особняке кабульского посольства России.
Россия запустила в Афганистане целую серию проектов в области инфраструктуры и гидроэнергетики, в стране, где Советский Союз потерял 15 000 человек в боях с повстанцами-моджахедами и был вынужден отозвать войска в 1989 году.
В рамках политики укрепления этих отношений в России сейчас находится с визитом министр финансов Афганистана Омар Закхилвал (Omar Zakhilwal). Здесь он встречается с президентом Дмитрием Медведевым и другими высокопоставленными официальными лицами.
Его визит следует за прошлогодним списанием Россией долга Афганистана в размере почти 12 миллиардов долларов.
На этой неделе в столице Казахстана Астане президент Афганистана Хамид Карзай приветствовал соглашение между Москвой и Кабулом, подписанное 14 июня, направленное на более интенсивное развитие торговли и экономических связей между странами. Там же, на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Карзай разговаривал с Медведевым.
«Страна с функционирующей экономикой, где у людей есть работа, представляет меньше опасности», – отметил Аветисян, работавший в советском посольстве в Афганистане еще в 80-е, когда он совершенствовал свои знания двух главных языков Афганистана – дари и пушту.
По словам Аветисяна, задача России способствовать стабильности в Афганистане проистекает из того, что он назвал двумя афганскими страхами - страхом терроризма и наркотиков.
Рост насилия в Афганистане, приходящийся на десятый год войны, которая все более непопулярна в обществе, сильно тревожит Россию, поскольку она граничит с преимущественно мусульманскими странами Средней Азии и одновременно с тем и так уже противостоит набирающему обороты повстанческому движению на российских территориях Северного Кавказа.
Представители здравоохранения предупреждают, что позиция России как крупнейшего в мире потребителя героина, провозимого контрабандой из Афганистана через бреши на границе стран Центральной Азии, провоцирует эпидемию ВИЧ-инфекции.
Многоквартирное строительство
По словам Аветисяна, Россия надеется в этом году начать строительство бюджетного жилья, напоминающего то, что строилось во времена советской оккупации, когда Москва развивала инфраструктуру по всей стране.
Россия надеется ежегодно предоставлять порядка миллиона квадратных метров жилья. Начать планируется с Кабула, но с прицелом и на расширение программы на другие города.
Помимо этого, Россия хочет принимать участие в проекте строительства плотин и гидроэлектростанций, а также предложенного продолжения газопровода от бывшей советской республики Туркменистан в Индию через Афганистан и Пакистан.
И хотя в ходе войны с Советским Союзом Афганистан был опустошен (война, по некоторым оценкам, унесла жизни миллионов и уничтожила когда-то процветающую систему сельского хозяйства), обе стороны смотрят на сотрудничество «сквозь розовые очки», как говорит Аветисян.
«Память (о советской эпохе) оказалась лучше, чем я ожидал, когда попал сюда. Люди очень дружелюбно настроены – от простых горожан до министров. И это взаимно», – отметил он.
Также, по его словам, Россия «никогда больше не будет принимать участие в военных действиях на этой территории… Мы готовы прийти и помогать стране развиваться».
Слишком короткий переходный период
В рамках транзитного периода, который начнется в следующем месяце, силы США и НАТО планируют закончить передавать Афганистану контроль над безопасностью по всей стране к концу 2014 года. Но Аветисян критикует эту дату как преждевременную.
«Я сомневаюсь, что за три года, что остались до 2014, будет действительно возможно создать сильную армию и полицию», – отметил он и добавил, что такая подготовка требует не менее пяти лет.
Время на тренировку афганских плохо оснащенных и неграмотных солдат и полицейских у НАТО совсем мало. Критики предупреждают, что прогресс дается медленно и что тот уровень безопасности, который удалось достичь НАТО, не может продержаться самостоятельно.
«Мы поддерживаем этот переходный процесс, поскольку хотим, чтобы в Афганистане все управлялось внутренними силами… Но ситуация, сложившаяся в стране на сегодняшний день, заставляет нас сомневаться, готова ли к этому страна», – высказал позицию посольства Аветисян.