Седьмого июля группа будущих палестинских инженеров и их руководитель Гассан Абу-Орф, декан тренировочного центра в Хан-Юнисе, направятся в сторону КПП Рафах с необычным грузом.
Они собираются перевезти через границу автомобиль, причем не просто легковую машину или грузовик, а самый настоящий гоночный автомобиль, подобный тем, что на бешеной скорости проносятся по кольцам трассы в рамках чемпионата Формула-1.
Откуда в Газе, куда новые машины обычно доставляют через подземные туннели, гоночный автомобиль?
Эта единственная в своем роде модель была построена студентами тренировочного центра, который является частью образовательной сети Агентства по делам палестинских беженцев (UNRWA) и теперь выступает серьезным претендентом на золотую медаль в ходе престижного мероприятия «Формула-студент», которое состоится 13-17 июля на трассе Сильверстоун в английском графстве Нортхемптоншир.
Участники «Формулы-студент» – студенческие коллективы со всего мира, которые берутся создать гоночный автомобиль с нуля, ищут средства на его постройку, оборудование, испытания и прочее.
На конкурсе студенты должны представить международной комиссии гоночный автомобиль, который затем будет участвовать в настоящих гонках на одной из трасс легендарной «Формулы-1». В конкурсе принимают участие около 100 команд из десятков стран мира.
«Зеленый» автомобиль
Ясно, что такая задача может оказаться по плечу лишь самым умелым и находчивым. Именно таких на «Формуле-студент» днем со огнем ищут представители таких известных компаний как Porsche и Ferrari.
А что, если добавить к известным сложностям еще несколько факторов – таких, как отсутствие необходимых запчастей, перебои с электричеством, невозможность испытать будущий автомобиль на подходящих для этого трассах?
Тогда может получиться и вовсе неожиданный результат – сверхэкономичный «зеленый» гоночный автомобиль, собранный исключительно из запчастей, с мотором от старенького мотоцикла «Хонда».
Участники палестинской команды, которая собирается принять участие в соревновании , рассказывают о том, какую изобретательность им приходилось проявлять, чтобы заполучить необходимые детали для своего детища.
«Мы ходили по гаражам, искали использованные и иногда сломанные части, чинили их, и лишь потом узнавали – подходят они или нет», - говорит 19-летний Усама Отмани.
Несколько дней назад Газа отметила пятую годовщину израильской блокады, введенной после похищения израильского солдата Гилада Шалита и прихода к власти исламистского движения ХАМАС. С тех пор запчасти к автомобилям и любой другой технике в секторе – на вес золота.
Новые детали запрещены к ввозу, контрабанда, которая попадает в сектор через подземные туннели, стоит в несколько раз дороже номинальной цены. Поэтому произвести на свет автомобиль «Made in Gaza» было не так-то просто.
Все упирается в КПП
Коллектив состоит из 15 человек. Многие из них ни разу не выезжали заграницу, и поэтому участие в конкурсе «Формула-студент» имеет для них огромное значение.
Официальными спонсорами палестинской команды являются компания «Палтел», банк «Аль-Кудс» и банк «Палестина», которые помогут студентам добраться до места назначения. Это и поездка заграницу, и участие в престижном конкурсе, и возможность получить предложение о работе от какой-нибудь известной компании. Шансов на трудоустройство в Газе у этих будущих инженеров практически нет.
Однако доберется ли коллектив до Великобритании – пока неясно. КПП Рафах, расположенный на границе между сектором Газа и Египтом, официально был открыт уже несколько недель назад, однако работает по-прежнему с перебоями.
«Мы надеемся, что политическая ситуация позволит нам принять участие в соревновании, однако знать наверняка никто не может», - говорит доктор Абу-Орф, который прожил несколько лет в Великобритании, где преподавал в колледже и написал диссертацию по теме механика и автоматизация.
Кстати, работу над созданием автомобиля палестинцам придется заканчивать уже в Великобритании.
Несколько деталей, которых невозможно было найти в Газе, пришлось заказать по почте из Италии, однако из-за бюрократических сложностей посылка с этими деталями до сих пор находится в аэропорту Бен-Гурион.
«Мы рассчитываем купить недостающие детали уже в Великобритании, закончить работу и тогда по-настоящему испытать машину. Это, конечно, если мы туда вообще попадем», - говорит Абу-Орф.
Однако молодые участники палестинской команды не унывают и на трудности не жалуются. У многих из них уже есть планы на будущий год, в том числе и на участие во втором этапе конкурса «Формула-гибрид».
Основная цель этого этапа - сделать максимально экономичную и экологически чистую машину, которая будет экономить не менее 15% топлива относительно базовой модели. Суммарная стоимость автомобиля не может превышать 6000 долларов.