Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Вежливость, учтивость и правила хорошего тона - не самая сильная сторона личности турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Израиль успел убедиться в этом на своем горьком опыте. И не только Израиль.
Президент Сирии Башар Асад также получил солидную порцию острой критики, сопровождаемой санкциями и требованием уйти со своего поста. Когда Эрдоган в гневе – у него на уме то же, что и на языке. Даже президент Франции и канцлер Германии не остались в накладе. Именно поэтому следует обращать на малейшие стилистические нюансы заявлений Эрдогана. В последнее время стали заметны положительные моменты, касающиеся Израиля.
Читайте также: Израиль и Турция - дипломатия стихийных бедствий
Так, например, Эрдоган воздержался от критики в наш адрес по поводу недавних воздушных ударов по сектору Газе. Планы израильского правительства построить тысячи единиц жилья на территориях в качестве отместки палестинцам за то, что те посмели вступить в ЮНЕСКО, был обойден молчанием.
Некоторые скажут, что в то время, как Израиль посылает оборудование турецким спасателям, ликвидирующим последствия землетрясения на востоке страны, неловко выступать с критикой страны, которая протягивает руку помощи. Допустим. Проявлением доброй воли можно также считать готовность Анкары принять Давида Мирона, посредника, участвовавшего в заключении «сделки Шалита», а ныне - специального посланника израильского руководства, в задачу которого входит попытка смягчить двусторонние отношения.
Стоит также добавить сюда тот факт, что турецкие ВМС не сопровождали (как это обещал в свое время Эрдоган) очередную «флотилию свободы» к берегам Газы. Все это дает право с некоторой осторожностью предположить, что в отношениях между двумя странами наметились положительные изменения.
Израиль, в свою очередь, идет навстречу турецкой стороне. На прошлой неделе Пентагон сообщил американским сенаторам, что он намерен продать Турции три штурмовых вертолета «Супер-кобра». Эти вертолеты предназначены для военных действий против курдских повстанцев.
Прежде, чем сообщить о предполагаемых поставках, представители Пентагона удостоверились, что не столкнутся с противодействием в Сенате, в основном, среди сторонников Израиля. После того, как выяснилось, что Израиль не намерен противодействовать этой сделке, торпедируя тем самым просьбу Анкары, была подана официальная просьба, которую Сенат должен удовлетворить на следующей неделе.
Приобретение вертолетов на сумму более миллиона долларов это всего лишь незначительная часть предполагаемых закупок оружия со стороны Турции.
Также по теме: Турция против Сирии - чем Эрдоган отличается от Обамы
Одновременно США согласились продать Анкаре (вновь без какого-либо сопротивления со стороны Израиля) информацию об оригинальном коде системных программ самолетов F-16. Это позволит туркам самостоятельно программировать имеющиеся в их распоряжении многофунциональные истребители американского производства. В течение долгого времени Конгресс отказывался утвердить эту сделку. Главной причиной этого были напряженные отношения Анкары с Иерусалимом.
Разумеется, нельзя не отметить тот факт, что Турция дала согласие на американскую просьбу установить радар противоракетной обороны возле иранской границы (с условием, что получаемая информация не будет передаваться Израилю). Нельзя не отметить также и то, что американская администрация хотела отблагодарить Турцию за ее позицию в отношении Сирии. Но Израиль мог, если бы он того захотел, помешать Пентагону. Хорошо, что мы этого не сделали.Турция проводит колоссальные реформы своей военной системы. Она намерена приобрести 30 самолетов F-16 на сумму в шесть миллиардов долларов (согласно сделке, заключенной в 2007 году). Бюджет армейских и разведывательных структур будет увеличен на шесть миллиардов долларов. Турция увеличивает экспорт своей военной продукции в Пакистан и страны Африки.
Эрдоган может быть доволен международным статусом, который обрела Турция в последний период. Еще полгода назад Запад выступал с обвинениями, что Анкара отворачивается от него и начинает процесс переориентации на восток, в сторону исламского мира, стремясь стать союзницей Ирана и Сирии. Турция выступила против антииранских санкций, а также против военных действий НАТО в Ливии. Сегодня нет ни одного здравомыслящего западного политика, который назвал бы Турцию «противником».
Эрдоган сумел превратить Турцию в государство, с которым хотят иметь дело все западные лидеры. Турецкая экономика процветает. В 2010 году экономический рост составил 9%. И хотя эксперты считают, что турецкой экономике грозит кризис, в данный момент Эрдоган пожинает плоды успеха.
В том, что касается регионального баланса, Турция больше не является государством, которое нуждается в израильском посредничестве в Вашингтоне. В американской столице израильское противостояние с Анкарой воспринимается как нанесение ущерба стратегическим интересам США. Именно Турция станет главным государством, которое будет помогать новой Сирии после падения режима семейства Асад.
Американцы обратятся к Турции с просьбой задействовать ее влияние в Ираке после того, как силы США покинут эту страну. Турция является единственной региональной державой, способной противостоять иранскому влиянию в странах Ближнего Востока и Центральной Азии. Любое рациональное государство заинтересовано в прочных отношениях с Турцией. Надеюсь, что в израильском руководство это тоже начали понимать.