Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Анализ: Иран действительно стоит на пороге создания ядерного оружия

© РИА НовостиИран и МАГАТЭ
Иран и МАГАТЭ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У МАГАТЭ не было выбора. Злодеяния иранского режима достигли такого уровня, что даже у самой объективной, если вы хотите выставить все это в позитивном ключе, и самой сочувствующей, если вы хотите выразиться иначе, организации не было иного выбора, как выпустить этот доклад.

В течение многих лет Иран настаивал на том, что его ядерная программа служит  исключительно мирным гражданским целям.

Тем не менее, эти увещевания не смогли рассеять опасения за пределами этой ближневосточной страны о том, что на площадках, хорошо спрятанных в иранских горах, происходят гораздо более серьезные вещи – и они никак не связаны с мирной выработкой электроэнергии.

Организация ООН по контролю за использованием атомной энергии поставила точку в этом деле, заявив, что Тегеран на самом деле стоит на пороге создания ядерных боеголовок.

Еще по теме: последняя возможность надавить на Иран

Доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) ООН на данный момент является самым серьезным сигналом того, что Иран собирается создать ядерный арсенал.

«Мы должны принять во внимание, что это исходит от организации, которая в прошлом старалась изо всех сил, чтобы найти оправдания для Ирана»,- говорит профессор политологии университета Торонто Аурел Браун (Aurel Braun).

«Это не анти-иранская организация. Это организация не является инструментом США. В послужном списке этой организации никогда не звучало резких высказываний об Иране, и она не привлекала Иран к ответственности».

Итак, что-то изменилось.

«Я полагаю, накопленные свидетельства стали непреодолимыми», - добавил Браун.

Выбора нет

«У МАГАТЭ не было выбора, они вовсе не хотели этого делать,- считает Браун.- Я считаю, что злодеяния иранского режима достигли того уровня, что даже у самой объективной, если вы хотите выставить все это в позитивном ключе, и самой сочувствующей, если вы хотите выразиться иначе, организации не было иного выбора, как выпустить этот доклад».

Еще по теме: десять доказательств МАГАТЭ


Хотя в докладе МАГАТЭ сообщается обо всем, начиная с тайных поставок оборудования и разработки детонаторов и заканчивая компьютерным моделированием стержня ядерной боеголовки, до сих пор точно неясно, что именно происходит в рамках ядерной программы Ирана.

«Мне все это представляется мозаикой, где не хватает множества кусочков, однако мы считаем, что у нас уже есть образ картины, которая должна в итоге получиться»,- высказался Кристиан Лойпрехт (Christian Leuprecht), эксперт по международной безопасности и младший профессор отдела политических исследований университета Квинс в Кингстоне, Онтарио.

«А картинка ядерного оружия выглядит следующим образом: чтобы создать ядерное оружие, вам необходимо иметь три составляющие. Вы должны суметь создать атомную бомбу, вы должны суметь создать пусковой механизм, и вы должны суметь создать носитель. Мы знаем, что у иранцев есть носитель, поскольку, вы помните, они направили несколько ракет ближнего и среднего действия  в воздух, чтобы ими похвастаться».

Кроме того, похоже, что они уже обладают или близки к тому, чтобы обладать, всеми необходимыми материалами для создания оружия.

«Самое сложное – это создать пусковой механизм, потому что вы должны запустить в атомной бомбе цепную реакцию особым образом, а это сложно сделать»,- сказал Лойпрехт, добавив, что, очевидно, Иран уже изучает цепные реакции.

Еще по теме: Иран приглашает инспекторов МАГАТЭ


«Опасения вызывает то, что сейчас у Ирана есть все три составляющие. Теперь им нужно суметь сложить их вместе, а это не так-то просто сделать, однако, кажется, что иранцы уже близко подобрались к своей цели».

Связь с Западом


Иранская ядерная программа стартовала в 1950-х годах, и ее начало было тесно связано с Западом.

В рамках программы мирного атома, запущенной в 1950-х годах, США обеспечили Иран ядерным реактором «для использования ядерной энергии в мирных и гражданских целях», рассказал Лойпрехт, который также является младшим профессором в отделе политических и экономических исследований Королевского военного колледжа Канады в Кингстоне.

«Поэтому, отчасти мы сами виноваты в том, что спровоцировали такую ситуацию, поскольку мы сами поставили их на ядерную тропу».

В 1968 году Иран подписал договор о нераспространении ядерного оружия, и с тех пор они утверждают, что придерживаются его.

Еще по теме: Иран считает нового главу МАГАТЭ необъективным


Развитие иранской ядерной программы продолжалось с помощью Запада в течение нескольких лет, пока «не возникли опасения относительно намерений Ирана, за которыми последовал политический переворот Исламской революции 1979 года и которые эффективно разрешились без помощи извне», пишет Грег Бруно (Greg Bruno) в статье, опубликованной на сайте Совета по международным отношениям. В 1990-х годах гражданская ядерная программа снова была запущена.

Лойпрехт полагает, что недавний доклад МАГАТЭ дает гораздо лучшее представление о том, что происходит с иранской программой, чем прежде.

«Есть достаточно большое число доказательств тому, что, несмотря на заверения самих иранцев в 2003 году о свертывании программы, и учитывая то, что даже разведка США в 2006 году по существу засвидетельствовала, что программа была заморожена, в действительности дела обстоят иначе,- заявил он. - Это предполагает, что, вероятно, существует большее количество секретных площадок и проводится более активная скрытая деятельность, чем нам известно».

Активная секретная деятельность


Однако потенциальная секретная деятельность не ограничивается попытками развивать программу.

В прошлом году в городе Натанз компьютерный червь Stuxnet создал помехи в работе нескольких центрифуг на основном предприятии Ирана по обогащению урана. Согласно распространенному мнению, вирус был запущен с подачи Израиля или США.

Еще по теме: расследование по Ирану зашло в тупик


«Это происшествие, которое известно широкой общественности, - сказал Лойпрехт.- Можно предположить, что, если такое становится известным, то в Иране  проводится гораздо более активная деятельность по разработке, чем мы знаем».

Наиболее  адекватной оценкой той ситуации, по мнению Лойпрехта, стало предположение, что червь Stuxnet отбросил иранскую программу на девять месяцев назад. Тем не менее, по его словам, подобные действия -  весьма неэффективная тактика.

США и их союзники считают, что, имея в своем арсенале ядерное оружие, Иран может разжечь гонку ядерных вооружений среди соперничающих государств, включая Саудовскую Аравию, и напрямую угрожать Израилю. Запад хочет использовать доклад МАГАТЭ в качестве рычага давления с целью ужесточить санкции против Ирана, однако Израиль  и  другие государства полагают, что нельзя исключать также военное воздействие.

В конечном счете, вопрос в том, насколько быстро у Ирана появится полностью действующее ядерное оружие, и в том, захочет ли он его применить.

«Никто не может с уверенностью ответить на этот вопрос», - добавляет Браун.

Санкции «работали очень хорошо»

Он полагает, что существует вероятный «мирный путь» выхода из ситуации путем применения самых жестких санкций против Ирана.

«Но чтобы это сработало, нам необходимо иметь действительно единый международный фронт», - сказал Браун.

Россия и Китай демонстрируют не слишком много энтузиазма относительно подобных действий. Россия уже заявила, что не поддержит новые и более жесткие санкции, даже несмотря на доклад МАГАТЭ.

«Нам хорошо известно, что режим санкций работал очень хорошо в последние 10 лет», - заявил Лойпрехт. - Нам известно, что у иранцев существуют большие проблемы с займами на международных финансовых рынках, что частично объясняет тот факт, что экономика страны переживает кризис. В целом, именно санкции привели к возникновению серьезных экономических трудностей».

Браун считает, что Канада может взять на себя  важную функцию, обратившись к международному сообществу и убедив Россию и Китай, что пришло время ввести эффективные санкции против Ирана.

«Мы можем взять на себя руководство,- добавил он.- Я полагаю, мы являемся весьма уважаемым членом международного сообщества».