Бейрут – Арабские страны предприняли беспрецедентный шаг по введению санкций в отношении Сирии, усилив тем самым экономическое давление на режим Башара Асада в то время, как пошел уже восьмой месяц его кровавой политики разгона несогласных.
Хамад бин Джассим (Hamad bin Jassim), министр иностранных дел и премьер-министра Катара, заявил на пресс-конференции в Каире, что 19 из 22 членов Лиги арабских государств согласились на предложенный пакет мер, в который входит прекращение осуществления транзакций с сирийским Центробанком и коммерческим банком Сирии; запрет на поездки и замораживание активов в отношении ряда высокопоставленных чиновников, список которых еще только будет представлен; замораживание правительственных активов; приостановление финансирования арабских проектов в Сирии; и возможный запрет на коммерческие полеты.
В государственных средствах массовой информации Сирии в воскресенье отмечалось, что экономические меры, предпринятые ЛАГ, «направлены против сирийского народа».
Больше половины сирийского ненефтяного экспорта идет в страны арабского мира, и по словам Самира Сейфана, сирийского экономиста из Дубаи, связанного с оппозицией, это решение ЛАГ окажет значительный эффект на сирийскую торговлю и на ее способность осуществлять платежи.
«Правительство не может осуществлять какие бы то ни было платежи, выдавать аккредитивы и вообще проводить какие-то сделки, - говорит г-н Сейфан. - Естественно, правительство найдет другой канал для обеспечения своих нужд, но это будет затратно и сложно».
Сейчас неясно, как именно Лига арабских государств будет реализовывать свою резолюцию, и соседние с Сирией страны, которые являются одними из крупнейших ее торговых партнеров – Ливан, Ирак и Иордания – могут не реализовать согласованные меры на практике. Ливан и Ирак, на долю которых приходится около 20% внешней торговли Сирии, воздержались от поддержки резолюции ЛАГ.
«Это очередной уровень ослабления сирийской экономики, недостаточный для полного уничтожения экономики, но достаточный для того, чтобы сделать для страны ведение дел все более неудобным и некомфортным, - говорит Кристофер Филипс из организации Economist Intelligence Unit. - Дела становятся все хуже, но тем не менее мы не наблюдаем каких-либо запрещенных приемов или ударов исподтишка».
Еще по теме: Россия: Сирии нужен диалог, а не резолюции
Экономика Сирии уже сильно пострадала за восемь месяцев протестов, насилия и международных санкций, включая эмбарго на покупку сирийской нефти со стороны ее основных клиентов в Евросоюзе. Международный валютный фонд (МВФ) ожидает, что объем экономики сократится на 2%, уже сообщается о нехватке определенных видов товаров, таких как мазут, например, по мере того, как власти пытаются сохранить свои валютные резервы и осуществлять платежи на международном уровне.
Аналитики, однако, задаются вопросом, достаточно ли будет растущего давления на экономику, чтобы убедить режим сменить курс.
«Давление все увеличивается и увеличивается, но на данный момент они демонстрируют невероятную устойчивость, - говорит западный дипломат в Дамаске, добавляя, что режим даже может извлечь политические преимущества из санкций. - Они используют этот момент в разговорах с собственным народом, заявляя: «если вы оказываетесь под давлением, то это все из-за санкций».
Читайте еще: Сирия готовится к войне с Турцией
По данным базирующейся в Лондоне организации Syrian Human Rights Observatory, пока представители Лиги арабских государств встречались в Каире, в Сирии было убито по меньшей мере 10 человек. Как сообщается, ноябрь стал одним из самых кровавых месяцев восстания, с начала месяца правительственными силами или вооруженными оппонентами режима было убито более двухсот человек.