Изъятие за последние дни нескольких грузов с вооружением, направлявшихся в Сирию, свидетельствует о том, что Иран и Россия оказывают сирийскому режиму не только дипломатическую поддержку. В прошлый вторник турецкие власти задержали на пограничном посту Онкунипар (провинция Килиш) четыре грузовика с вооружением, направлявшиеся из Ирана. А в среду российское судно, предположительно перевозившее около шестидесяти тонн вооружения, было вынуждено задержаться на Кипре.
Как сообщил губернатор провинции Килиш Юсуф Одабас, грузовики были задержаны после получения властями информации о незаконной поставке оружия в нарушение международного эмбарго, введенного в отношении Ирана. Это уже третий перехваченный груз из Ирана за последние двенадцать месяцев. В феврале 2011 года еще один грузовик, груженный бомбами, был конфискован турецкими властями. В следующем месяце иранский самолет принудили совершить посадку на территории Турции, а его груз, состоявший из легкого стрелкового оружия и боеприпасов, был конфискован.
«Опасный груз»
Что касается судна, то это принадлежащий России корабль «Шариот», вышедший из Санкт-Петербурга в начале декабря прошлого года. Хотя он и не намеревался делать остановку на Кипре, тем не менее, был вынужден пришвартоваться в порту Лимассол в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями. Осмотревшие его работники таможни пришли к выводу о том, что он перевозит «опасный груз». Некоторые государственные СМИ Кипра сообщали, что речь шла о 35-60 тоннах вооружения, которые должны были быть доставлены в сирийский порт Латакия.
Власти греческой части Кипра пришли к договоренности с владельцами судна. «Было принять решение освободить судно под честное слово не доставлять вооружение в Сирию», сообщил пресс-секретарь правительства Стефанос Стефаноу. На настоящий момент дальнейший маршрут следования «Шариота» неизвестен.
Именно вынужденная остановка на Кипре позволила установить, что грузовое судно нарушало эмбарго, введенное Европейским Союзом, при том, что Россия не является его членом. Сирия недавно подписала соглашения на поставки вооружения на сумму почти четыре миллиарда долларов, заняв, таким образом, пятое место по объему импорта российского оружия. Именно по этой причине Москва всегда выступала против введения эмбарго Советом Безопасности ООН, которое она обязана была бы соблюдать. Именно так обстоят дела с Ираном, эмбарго на поставки оружия которому СБ ООН ввел в 2006 году.
Стратегические альянсы
Союз между Ираном и Сирией был установлен в 1979 году, когда аятолла Хомейни вернулся в Тегеран после исламской революции. Первым главой государства, который поспешил его поздравить с этим событием, был Хафез Аль Ассад, отец нынешнего сирийского президента. Сотрудничество строилось на общей враждебности по отношению к Израилю и определенном торговом обороте. Иран безвозмездно поставлял в Сирию 9 миллионов тонн нефти в обмен на то, что сквозь пальцы смотрела на иранское вмешательство в Ливане. Благодаря этому удалось преодолеть идеологические разногласия между шиитским режимом Ирана и секулярными панарабскими взглядами Дамаска.
Отношения с Россией все еще несут на себе отпечаток холодной войны, унаследованный от советского периода. В те годы Сирия стала самым близким союзником СССР на Ближнем Востоке и даже переняла его политическую и экономическую модель. От той эпохи Москве досталась военно-морская база Тартус, один из ключевых факторов в ее нынешней поддержке режима Ассада, которая, хотя и не в столь явной форме как в отношении Ирана, проявилась в ряде дипломатических шагов.
Например, вето, наложенное Россией и Китаем, сделало невозможным принятие санкций в отношении Сирии Советом Безопасности ООН. И Москва неоднократно заявляла, что не допустит интервенцию в Сирии. По этой причине на демонстрациях в поддержку правительства, проходящих в Дамаске и других городах, зачастую можно увидеть российские флаги вперемежку с сирийскими.
Российские военные корабли прибыли в порт Тартус для моральной поддержки Ассада
Военно-морская база Тартус была построена в 1971 году в соответствии с договором, заключенным с Советским Союзом. Однако, после распада СССР использовалась в основном как пункт материально-технического обеспечения Черноморского флота РФ. Из трех ее причалов действует только один. Несколько лет тому назад было принято решение оборудовать Тартус для обеспечения постоянного российского военно-морского присутствия в Средиземном море. В прошлом году адмирал Владимир Высоцкий указал на 2012 год как на наиболее вероятную дату реконструкции базы. Недавний визит отряда российских военных кораблей вполне может ускорить этот процесс обновления. На прошлой неделе на базу пришли три военных корабля, включая великолепный «Адмирал Кузнецов», единственный авианесущий корабль в составе российского военно-морского флота. Визит был расценен как жест поддержки режима Ассада со стороны Москвы. «Прибытие в этот порт будет способствовать сближению обеих стран и укреплению уз дружбы между ними», заявил по прибытии в Тартус глава российской военной делегации полковник Владимир Якушин, слова которого цитирует государственное сирийское агентство SANA.
За последние годы эта военно-морская база стала местом ряда странных происшествий, в том числе исчезновения в Сирии в июле 2010 года заместителя начальника главного разведывательного управления Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ, генерала Юрия Иванова. Через несколько недель его тело было обнаружено в прибрежных водах неподалеку от одного из турецких пляжей. И хотя официально было объявлено, что он утонул во время купания, многие обозреватели не исключают вероятность убийства по политическим мотивам. Они указывают связь высокопоставленного российского военного с проектом реконструкции базы Тартус, стратегического узла, имеющего ключевое значение для новой военно-морской политики России, который Москва боится потерять в случае, если на смену Ассаду в Сирии придет прозападное правительство.