Российский триколор бодро развевается на ветру рядом с сирийским флагом у входа на военно-морскую базу в средиземноморском Тартусе, которая сегодня осталась последним оплотом Москвы на Ближнем Востоке. «За последние несколько месяцев в Сирию под прикрытием было отправлено множество специалистов из российского флота, - сообщает французский военный эксперт на Ближнем Востоке. - Речь идет о военных советниках и агентах разведслужб, которых распределили по армии, спецслужбам и некоторым министерствам в Дамаске». Поставленная перед ними задача заключается в том, чтобы повлиять на кризис, который был вызван кровавыми репрессиями против народного движения и представляет угрозу для власти президента Башара Асада, последнего союзника России на Ближнем Востоке.
Еще по теме: Сирия. Россия не на той стороне
«Что касается противодействия мятежникам, Башар и шагу не делает без согласия России», - утверждает франко-сирийский бизнесмен, который поддерживает связи с представителями спецслужб в Дамаске. По его словам, «Москва провела перед ним красную линию: не устраивать бойни подобно той, что произошла в Хаме» в 1982 году, когда более 15 000 исламистов в этом городе были уничтожены после того, как подняли восстание против отца нынешнего президента Хафеза Асада. Москва предлагает Сирии свою неизменную поддержку, последним подтверждением которой стало прозвучавшее в прошлые выходные вето против ооновской резолюции с осуждением Дамаска. В обмен на это она может потребовать открытия станции радиоперехвата на горе Касьюн у сирийской столицы. Этот вопрос, по всей видимости, обсуждался на прошедших во вторник в Дамаске переговорах Башара Асада с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и директором Службы внешней разведки Михаилом Фрадковым. К тому же, российский «дуэт» пытался убедить Асада как можно скорее провести «необходимые демократические реформы», хотя оппозиция в стране добивается в первую очередь отставки президента.
Читайте также: В Сирии Лавров пытается добиться мира
Перемены в партии «Баас»
Самые оптимистично настроенные аналитики полагают, что Россия может попытаться провести «контролируемое разрушение» нынешнего режима и «переход к новому режиму без Асада, который будет построен вокруг верных его династии людей», говорит Шашанк Джоши (Shashank Joshi) из Королевского объединенного института оборонных исследований. В конце прошлой недели дипломаты российского посольства в Дамаске активизировали контакты с лидерами сирийской оппозиции. Но все оказалось напрасным. Оппозиционеры отклонили предложение Москвы начать диалог с режимом. Вообще, Россия уже не первый раз пытается протянуть руку мятежникам. В июне Москва направила приглашение некоторым оппозиционным деятелям, а несколько недель спустя даже предложила одному из них возглавить правительство под руководством все того же Асада.
Существуют подозрения, что недавно Москва поставила Дамаску средства ПВО, так как тот опасается натовских бомбардировок. Кроме того, Россия подписала договор на поставку 36 военно-тренировочных самолетов Як-130 на сумму в 550 миллионов долларов, однако первая партия техники так до сих и не была отправлена. При этом оба государства укрепляют не только военное сотрудничество. На протяжении нескольких недель российские эксперты готовят реорганизацию единственной в стране партии «Баас», которая должна быть утверждена на ее съезде в следующем месяце. «Сирийцы намереваются передать власть и средства государства или некоторых руководящих органов новой «Баас», которая должна занять сильную позицию, когда Асад теоретически провозгласит в марте переход к многопартийной системе», - считает ливанский обозреватель.
Еще по теме: Россия демонстрирует силу в Сирии
Все это чем-то напоминает предпринятые реформы КПСС незадолго до краха коммунизма в Москве. «Русские считают, что находятся в выгодном положении для того, чтобы взять на себя руководство переходным процессом. Они обеспечили подготовку сирийских генералов. И подтолкнули тоталитарную систему к ложной многопартийности», - продолжает источник. С Башаром или без него? Как бы то ни было, у них есть самые широкие возможности для того, чтобы организовать государственный переворот силами контролирующих армию генералов-алавитов. Если однажды они получат такой приказ.