В стихотворении Уистена Хью Одена под названием «В музее изобразительных искусств» обычная жизнь продолжается, и ей не препятствуют сверхъестественные и ужасные события, «а лошадь истязателя спокойно трется о дерево задом». Что Оден не описал, хотя мог бы, - это банальность жизни самого мучителя.
Обнаруженные электронные письма, предположительно написанные сирийским президентом Башаром Асадом (Bashar al-Assad) и его женой Асмой (Asma), шокируют, но не потому, что соответствуют стандартному журналистскому сценарию, изображающему издевающегося над правами человека диктатора как грандиозную фигуру, а потому что демонстрируют, насколько обычными являются многие переживания семьи диктатора.
Письма не разоблачают коварных планов по ввозу оружия массового уничтожения, а лишь рассказывают о том, как Асад обошел направленные против него санкции США, чтобы покупать приложения и музыку в iTunes. Он загружает развлекательные ролики, обнаруженные в интернете, в то время как его жена, бывший менеджер инвестиционного банка и дочь миллионера-хирурга, закупает дорогие подсвечники.
Все это экстравагантно, однако не было обнаружено никаких свидетельств покупки Асадами хищных кошачьих – что когда-то делали члены семей Бен Али (Ben Ali), Каддафи (Gaddafi) и Хуссейна (Hussein), а также не найдено никаких свидетельств импорта позолоченного оружия. Парадоксально, но именно поэтому электронные письма кажутся более леденящими кровь и тревожащими, так как они напоминают нам о том, что именно обычные люди совершают и приказывают совершать зверства. Все это отражает противоречия в личности Асада.
Когда у меня была возможность сесть и поговорить с ним – что было уже почти десять лет назад - он казался интеллигентным и способным обаять собеседника . В начале американской «войны с террором» он лишь раз намекнул на более безжалостный аспект, говоря о том, как его отец имел дело с собственной «террористической» проблемой и ядовито подмечая, как его за это критиковали.
Сирийская оппозиция неизбежно ухватится за электронные письма как за свидетельства особой бессердечности правящей семьи, занимающейся онлайн-покупками в момент, когда сирийцев обстреливает армия Асада. Возможно, они правы. Но эти письма представяют для оппозиции некоторые опасности, как, например, факт обнародования более близких (до недавнего времени), чем Катару хотелось бы показать, отношений с некоторыми представителями его правящей семьи, в особенности на фоне недавних призывов этой страны вооружить оппозицию.
Совсем еще недавно в этом году дочь эмира Катара Хамада бен Халифа Аль Тани (Hamad bin Khalifa al-Thani) Маясса Аль Тани (Mayassa al Thani) советовала Асме Асад покинуть Сирию, заявив, что Доха может предоставить им убежище. Это электронное письмо - что интригует - было адресовано не «диктатору» и его семье, а другой семье Асада, которая так долго пыталась показать себя нормальной и непритязательной. «Я искренне считаю, что это хороший шанс уйти и заново начать нормальную жизнь – это нелегко для детей, это нелегко для вас», - написала она.
Другая опасность для оппозиции, в особенности в свете призывов к эмбарго на ввоз оружия для обеих сторон, заключается в том, что электронные письма также раскрывают один из источников вооружения сирийской оппозиции, доставленного из Ливии. Маршрут доставки был подтвержден The Guardian и другими ресурсами в последние несколько недель.
Но возможно, что самой большой опасностью как для оппозиции, так и для самого Асада в этих письмах является внутренний мир Асада, который они показали, изобразив его не более опасным диктатором, а лишь человеком - хрупким, с выплесками разочарования, паранойей, музыкальными пристрастиями и преданностью жене, проявляющейся в его постоянных «люблю тебя».
Если оппозиция надеялась изобразить Башара Асада более чудовищным, то она потерпела неудачу. Вместо этого электронные письма, которые она опубликовала, заставили ответственного за жуткие преступления человека казаться менее отчужденным и, странным образом, представили его если и не менее виноватым, то, по крайней мере, лишь простым смертным.
По этой причине весьма возможно, что сирийская оппозиция – столь желающая опубликовать эти письма даже в то время, как ее военная кампания испытывает трудности, а политический альянс становится еще более разрозненным – может пожалеть, что выпустила этот материал именно таким способом.
Письма изобразили «главного мучителя» играющим с iPad и слушающим музыку New Order, предоставив дополнительную информацию о человеке, который до настоящего момента был не более чем какой-то карикатурой. Динамика конфликта и сопутствующая ему неминуемая пропаганда требуют не больше, а меньше подробностей и масштабов.