Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Вследствие мирового финансового кризиса и массовых акций социального протеста в Израиле активно развивается общественная дискуссия на социально-экономические темы. На наших глазах происходит попытка преодолеть многолетний разрыв, когда в течение длительного времени экономическими вопросами занимались исключительно эксперты, а общественное мнение было пассивным во всем, что касается таких магистральный тем экономики, как приватизация и дерегуляция.
В новом экономическом дискурсе превалирует мнение, что наиболее подходящей формой хозяйствования является регулируемый капитализм. В соответствии с этой позицией, сторонниками которой являются составители отчета профессора Трахтенберга, авторы экономических приложений крупных изданий и «социальные» министры, капитализм не потерпел фиаско, он лишь сбился с пути. Конкуренция, по их мнению, все еще является основным методом ведения успешной экономической жизни.
Гибкость рынка труда и индексакция экономических показателей остаются проверенными инструментами для реализации успешной экономической модели. Так определил Трахтенберг понятие «социальная справедливость». Иными словами, как только появится подлинная конкуренция, а все министры будут действовать, как Моше Кахлон, воцарится всеобщая социальная справедливость.
Регулируемый капитализм безусловно лучше, чем разнузданный неолиберализм. Но теория регулируемого капитализма по-прежнему базируется на аксиоме, что экономика представляет собой некую рациональную сферу, которая должна быть свободна от политических и прочих «чуждых» влияний и мотивировок.
Возвращение в нашу жизнь регулируемого капитализма является серьезным испытанием для социал-демократического мировоззрения, которое должно будет сформулировать более острые вопросы в случае усиления в нашей политической жизни данной экономической концепции.
Социал-демократическое мировоззрение ставит на центральное место принципы равенства и общественной солидарности. Приверженцы этого мировоззрения требуют, чтобы экономическая дискуссия считалась с социальными, моральными и экологическими ценнностями. Они отвергают подход, согласно которому сама постановка вопроса о том, насколько экономика обслуживает интересы человека, является наивной и нерелевантной. Они отвергают превращение общества в сплошной рынок. По мнению социал-демократов, свободная конкуренция может служить инструментом, но она не может являться самодостаточной ценностью.
Для того, чтобы отделить себя от просвещенного капитализма, социал-демократический подход должен сделать особый акцент на несогласии с процессом коммерциализации все новых сфер нашей жизни. Следует настаивать на государственном вмешательстве во имя соблюдения принципа социального равенства, даже если это не является «экономически выгодным». Высокая цена зерненого творога «коттедж» вызывает раздражение. Но тот факт, что ребенок в Офакиме или Рахате получает худшее образование, чем его сверстник в центре страны, является социальной катастрофой.
Монополии – это серьезная проблема. Но то, что рыночные силы все активнее вторгаются в систему образования, в систему здравоохранения, в систему государственного сервиса, в структуры, призванные заботиться о нашей личной безопасности, является опасным проникновением капиталистических методов на те социальные территории, которые должны быть защищены от подобного вторжения. Некоторые влиятельные профсоюзные комитеты в борьба за трудовые права своих членов переступают границу разумного, используя свое большое влияние. Но миллионы наемных работников, абсолютно незащищенных от произвола работодателей, явление в десятки раз более опасное для стабильности и благополучия государства.
Социал-демократический подход требует сохранить существенную часть нашей повседневной жизни свободной от коммерческой логики, от приватизационных соображений, от рыночной конкуренции и погони за эффективизацией производства, осуществляемой за счет гуманного отношения к людям. Речь идет о таких сферах жизни, как школьное образование, медицина, социальные службы, судебная система. За пределами рыночной парадигмы должны находиться и такие области, как жилищное строительство, городское планирование, защита окружающей среды и культура.