Миротворческий план Кофи Аннана (Kofi Annan) по Сирии провалился. С тех пор как наблюдатели ООН прибыли в страну 14 апреля, Amnesty International насчитала там 1300 погибших. Произошедшее на прошлой неделе массовое убийство 108 мирных жителей, из которых 49 были детьми, проправительственными силами не должно оставлять сомнений в презрении президента Башара Асада (Bashar al-Assad) к мирному процессу.
Международное сообщество должно придумать альтернативу. Но любые действия по усилению давления на кровавый сирийский режим натыкаются на сопротивление со стороны России. Владимир Путин, активно продвигающий теории западного заговора в Сирии, предпочитает оставаться на стороне кровавого тирана. Так президент Асад выигрывает время, а люди продолжают гибнуть.
Поддержка Москвой сирийского режима не просто достойна осуждения. Она разрушительна даже по отношению к российским интересам. На территории Сирии находится единственная средиземноморская военно-морская база России, но если Асад падет - а это возможно - Москва рискует потерять все. Нынешние оппозиционеры вряд ли предоставят привилегии стране, которая поставляла оружие, используемое против их семей. Игнорирование ситуации также стоило России доверия не только со стороны Запада, но и со стороны Лиги арабских государств.
Москва должна понять, что подобный курс ей дорого обойдется. И что принятие резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии не обязательно означает военную операцию. Существуют шаги, которые могут быть предприняты до этого, например, передача Асада в Международный уголовный суд.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) выступила с критикой российской позиции. Слишком долго западные державы боялись оттолкнуть Россию, которая является ключевой фигурой в сложных переговорах по Ирану. Можно оказать больше давления. Путин прибывает с визитом в Берлин и Париж (статья написана 31 мая – прим.ред.) для того, чтобы обсудить расширение торговых связей. Необходимо разъяснить, что этого будет сложно достичь, пока Россия блокирует действия Совета Безопасности ООН.
США и союзники могут также выяснить, сможет ли Генеральная ассамблея ООН начать расследование нарушений прав человека в Сирии. Это необязательно связывать с обращением в Международный уголовный суд, на которое требуется поддержка России. Но собранная информация может ослабить российские аргументы.
Давление должно сочетаться со стимулами. Москве нужно дать гарантии того, что Запад будет использовать все свое влияние на новое правительство, чтобы поддержать российские интересы в стране, и что любая резолюция не перетечет в военную операцию. Без подобных заверений Россия вряд ли сменит свою позицию. А мир будет наблюдать за тем, как Сирия погружается в гражданскую войну.