Российский технический персонал сыграл ключевую роль в перехвате и уничтожении турецкого военного самолета силами противовоздушной обороны Сирии десять дней назад, говорится в статье британской газеты Sunday Times.
По мнению авторов статьи, журналистов Узи Махнаими и Гарета Дженкинса, собиравших материалы для публикации в Тель-Авиве и Стамбуле, этот поворот может значительно повысить ставки в сирийском конфликте.
Два источника
Согласно дипломатическим источникам на Ближнем Востоке, решение сбить истребитель F-4 «Фантом» ВВС Турции было принято за доли секунды и оно стало предупредительным сигналом для НАТО держаться подальше от гражданской войны в Сирии.
Как говорится в статье Sunday Times, благодаря поставкам вооружений из России, начало которым было положено еще во времена бывшего СССР, Сирия располагает продвинутой системой ПВО. Дамаск, по словам источников в сирийской оппозиции, является последним другом Владимира Путина в арабском мире.
«Здесь налицо "отпечатки пальцев" России», - сказал дипломат, на чьи слова ссылается Узи Махнаими. Причины решения сбить самолет, источник информации суммирует так: «Сирия – это не Ливия, и любая попытка ввести над Сирией зону, закрытую для полетов, будет встречена одной из самых мощных в мире систем ПВО и дорого обойдется любой нападающей стороне».
Этот же источник сообщил журналисту, что российские специалисты участвовали в подготовке сирийских военных, и некоторые из россиян до сих пор дислоцированы в центрах контроля ПВО Сирии.
По словам другого источника, сотрудника военно-воздушных сил Израиля: «Нас не удивит если эти российские эксперты, даже если они и не нажали на кнопку пуска, по крайней мере были в этот момент рядом с сирийскими офицерами, которые сделали это».
«Непреднамеренное» нарушение
Sunday Times сообщает о том, что сбитый самолет летел без сопровождения и не имел на борту бомб, его экипаж состоял из двух пилотов, их вылет не был боевым.
Кроме того, в статье подтверждается, что истребитель нарушил сирийское воздушное пространство, но сделал это «непреднамеренно».
Sunday Times также напоминает о высказываниях турецких военных, приведенных турецкой газетой Hurriyet. Согласно этим источникам, разведка Турции прослушивала переговоры между сотрудниками коммуникаций ПВО Сирии и слышала, что они опознали истребитель как турецкий.
В российских СМИ впоследствии прозвучала версия о том, что турецкий военный самолет проверял сирийское воздушное пространство по запросу НАТО.
Сообщалось также, что Турция вела мониторинг сирийского радиоэфира и других электронных коммуникаций, передавая всю эту информацию членам НАТО.
По мнению авторов статьи, обе эти версии вполне правдоподобны.
В «холодной войне» СМИ, развернувшейся после этого инцидента, прозвучали и утверждения о том, что турецкий истребитель был сбит русскими.
Об этом в интервью одному из местных телеканалов заявил Масум Туркер, лидер одной из самых немногочисленных политических организаций Турции – партии левых демократов. Как отметил Туркер, российские военно-морские силы не присоединились к поискам экипажа сбитого самолета, сообщает Sunday Times.