Привилегия пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (СБ ООН) время от времени пользоваться правом вето – заурядное явление. Очередное (в третий раз) обращение России к своему праву вето по сирийскому вопросу не должно быть удивительным. Так или иначе, отклонение Россией и Китаем нового проекта резолюции по Сирии было предсказуемым.
В сущности, данный проект предусматривал продление подходящего к концу срока миссии 300 наблюдателей, призванных номинально контролировать режим прекращения огня. Против такого проекта резолюции ни у кого (включая Россию и Китай) нет возражений.
Однако в этом проекте западными странами было запланировано и новое условие применения санкций против Сирии. Согласно данному условию, правительству Асада предоставлялась отсрочка в десять дней, чтобы вывести тяжелую артиллерию и войска из населенных пунктов, являющихся сценой боевых действий. В случае несоблюдения данного требования Дамаском со стороны международного сообщества были бы предприняты новые весомые санкции против Сирии…
Поскольку Россия и Китай выступают против данного условия, то, воспользовавшись правом вето, они отклонили весь проект.
Если бы СБ ООН принял данный проект резолюции, то были бы предусмотренные в проекте дополнительные санкции способны дисциплинировать Асада? И прекратилось бы благодаря этому насилие в стране?
Слишком сомнительно. Однако, по крайней мере, Организация объединенных наций, что ее название и отражает, действительно продемонстрировала бы единство и солидарность в этом вопросе и почувствовала бы свою значимость…
ООН становится бесполезной
Несмотря на то, что, на первый взгляд, вето в СБ ООН представляется рядовым событием, оно приобретает особое значение, если его рассматривать со следующих трех точек зрения.
1. СБ ООН вновь продемонстрировал свою бесполезность по отношению к драме в Сирии и тысячам погибших. В институте ООН – в соответствии с мировыми условиями по состоянию на текущий день – «пять великих», имеющих право вето, своими непреклонными манерами способны на пути к достижению собственных выгод иммобилизовать организацию, состоящую из 197 членов. В случае, если такой статус сохранится, совет станет сценой еще большего числа демонстративных вето…
2. После ветирования последнего проекта заявления, сделанные представителями великих держав, напомнили период «холодной войны». С одной стороны, делегаты США, Англии и Франции, с другой – России и Китая, вступили в жесткую словесную дуэль. Это демонстрирует образование на Ближнем Востоке определенной конфронтации, в которой на передний план выходят конфликтующие интересы внешних мировых сил.
3. Это событие показало, что Россия, играющая ключевую роль в сирийском вопросе, продолжает стоять за режимом Асада и, несмотря ни на что, активно поддерживает сирийского лидера. Хотя взрывы и столкновения в Дамаске ослабили позиции Асада, Москва по-прежнему не меняет свою точку зрения. Несомненно, Путин обдумывает различные возможности и держит руку на пульсе планов B и C, однако сейчас очевидно, что он продолжит занимать сторону Асада…
Теперь говорит оружие
Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в стремлении продемонстрировать правомерность использования своего права вето отметил, что западные страны благодаря очерченным ими рамкам проекта будут способны осуществить военное вмешательство в ситуацию в Сирии. Иными словами, Россия, как и в период развития ливийских событий, не желает оказаться в заблуждении и особенно - потерять Сирию, которая имеет жизненно важное для нее значение…
Несостоятельность плана Аннана, подвешенное состояние женевских договоренностей, а также неспособность СБ ООН принять решение существенно ослабляют процесс урегулирования сирийского кризиса дипломатическим путем на основе переговоров.
Похоже, сирийский вопрос оставлен на рассмотрение не дипломатии, а, скорее, оружия и воюющих сторон в Сирии…