Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Начиная с самых первых манифестаций в Сирии, в январе 2011 года, мир ждал, что рано или поздно случится перевес в пользу одной из сторон кровавого противостояния - правительства или повстанцев. Это произошло на прошлой неделе, когда был взорван штаб национальной безопасности в Дамаске. Взрыв унес жизни министра обороны и его заместителя, шурина президента Асада. Удар, нанесенный по святая святых нынешнего сирийского режима, свидетельствует о том, что Асад утратил способность формировать так называемую «коалицию меньшинств», на которую его семейный клан опирался многие годы своего пребывания у власти.
Несмотря на то, что это держится в большом секрете, многим уже известно, что даже солдаты-друзы дезертировали из сирийской армии в течение последнего года. Некоторые дезертиры вернулись к своим семьям, другие вступили в ряды повстанцев. Правила игры изменились драматическим образом, список преданных режиму групп населения весьма существенно сократился. Алавиты, представители находящейся у власти общины, были привезены в Дамаск из различных городов страны, чтобы держать оборону у президентского дворца. Это было сделано за счет ослабления других фронтов. Всем понятно, что речь идет о стратегии, которая предполагает лишь отсрочку финальной стадии. Конец режима теперь видится неизбежным.
Происходящее в Сирии может оказать влияние на весь Ближний Восток. Турция поддерживает повстанцев, однако у нее есть серьезный повод для беспокойства: курды взяли под контроль четыре региона Сирии. Не исключено, что они предпримут попытку объединить усилия со своими братьями в Турции для того, чтобы создать, наконец, независимый Курдистан. Есть силы, которые толкают северный Ливан на объединение с Сирией (или с тем, что от нее останется). Друзы, которые разбросаны по всей стране, попытаются улучшить свое положение. Особенно после того, как была утрачена надежда освободить центральное правительство в Бейруте из цепких когтей Хизбаллы.
Израиль справедливо опасается по поводу судьбы значительных запасов неконвенционального оружия Асада. Однако для Хизбаллы станет смертельной ошибкой попытка присвоить эти запасы. Подобный шаг позволит миру сделать наконец то, о чем мечтают многие, - расформировать это шиитское военизированное образование. Химическое оружие - это, возможно, последний козырь режима Асада и высокопоставленных алавитов в переговорах об их безопасном исходе за пределы Сирии. После убийства Каддафи и близкой смерти Мубарака в тюремном госпитале - подобное развитие событий уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим.
В краткосрочной перспективе падение режима Асада будет для нас головной болью. Граница с Сирией, которая долгие годы была спокойной, может стать проблематичной - банды террористов будут пытаться проникнуть на территорию Израиля для совершения терактов против солдат и гражданских лиц - как это происходит сейчас на юге. Однако в долгосрочной перспективе речь идет об исключительном подарке для Израиля. Без Асада «ось зла» теряет территориальную целостность - между Ираном и Южным Ливаном.