Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грядущая битва за свободу слова

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это звучит банально, но свобода слова либо есть, либо ее нет. Высказывание либо свободно от цензуры и государственного вмешательства, либо нет. «Свобода слова», которая признает наказуемым обсуждение наиболее болезненных и важных для общества тем, - это не свобода слова, так же как выборы, в которых не могут принимать участия самые крупные и популярные партии, - это не демократические выборы.

На девятой ежегодной конференции Ялтинской европейской стратегии (YES) – форума, созданного по инициативе украинского миллиардера Виктора Пинчука, - на которой я присутствовал в прошлые выходные, было множество интересных выступлений и обсуждалось множество интересных тем. Честно говоря, мне понадобится очень много времени, чтобы полностью осмыслить все, что говорилось и обсуждалось, а жестокий синдром смены часовых поясов явно не ускорит этот процесс. Но уже на первой секции конференции стало ясно одно – в ближайшем будущем нас ждут широкие дебаты на мировом уровне о сущности свободы слова. Последствия этого обсуждения будут огромными, а его исход невозможно предсказать.

Реджеп Тайип Эрдоган (Racep Tacyip Erdogan) - премьер-министр Турции (это на случай, если кто-то проспал последние десять лет) – довольно подробно обсуждал кровопролитные антиамериканские протесты в Египте и Ливии, вызванные, судя по всему, выходом фильма «Невинность мусульман» («Innocence of Muslims»). Эрдоган в жесткой форме осудил насилие. Его слова о том, что отвечать на предполагаемые оскорбления насилием абсолютно не соответствует нормам ислама, прозвучали приятно и успокоительно. Те, кто считает, что ислам сам по себе – жестокая и нетерпимая религия, с Эрдоганом в этом не согласятся, однако все равно хорошо, что лидер исламистской политической партии и человек, популярный и уважаемый на Ближнем Востоке, конкретно и официально назвал поведение буйной толпы непростительным.

Читайте также: Проходит ли «Невинность мусульман» тест на свободу слова?

При этом, не оправдывая насилие, Эрдоган почти столь же осуждающе и в не менее жестких и резких выражениях отозвался о фильме и его создателях. Я ни слова не понимаю по-турецки и слушал его выступление в синхронном переводе, но за интонацией и модуляциями голоса я следил и могу сказать, что Эрдоган говорил о «Невинности мусульман» с явной злостью. Это ни в коем случае не было утешительной риторикой о недопустимости оскорблений в стиле Белого дома Обамы и всевозможных сторонников «чувствительности»: Эрдоган ясно дал понять, что считает такие «провокации» неприемлемым злоупотреблением свободой слова, и полагает, что виновные в них должны нести какое-то уголовное наказание.

Хотя он не сказал, как конкретно нужно поступать с «разжигателями ненависти», и какого конкретно наказания, на его взгляд, заслуживают создатели фильма, это в принципе и не важно. Основополагающий вопрос, на который нужно ответить и Турции, и Ближнему Востоку в широком смысле, - это не «как наказывать людей, “злоупотребляющих” свободой слова», а «следует ли вообще ограничивать свободу слова». Можно было бы предположить, что Эрдоган как лидер политической партии, которую еще совсем недавно запрещали за «экстремизм», должен был бы понимать, насколько это опасно, когда государство решает, что можно, а что нельзя говорить. Но если он и симпатизировал этой интеллектуальной позиции, то исключительно успешно скрывал свою симпатию.

Взгляды Эрдогана, при всей их фундаментальной непоследовательности, в целом напоминают позицию многих «демократических» правительств, пришедших к власти после «арабской весны». Они постоянно и много говорят об «уважении к гражданским правам», включая право на свободу слова, но при этом их лидеры осуждают «Невинность мусульман» намного более истерическим и взволнованным тоном, чем даже Эрдоган в своем горячем выступлении.



Также по теме: Защита от порнографии или прилюдия к цензуре?

Это звучит банально, но свобода слова либо есть, либо ее нет. Высказывание либо свободно от цензуры и государственного вмешательства, либо нет. «Свобода слова», которая признает наказуемым обсуждение наиболее болезненных и важных для общества тем, - это не свобода слова, так же как выборы, в которых не могут принимать участия самые крупные и популярные партии, - это не демократические выборы. На Ближнем Востоке ислам и его историческая, социальная, политическая и даже экономическая роль – это тема, важность которой невозможно переоценить. Она влияет на все. Если ее обсуждение ограничено, если «неуважение» к исламу и важным для него фигурам по закону считается преступлением, теряет смысл сама идея свободы слова на Ближнем Востоке. Представьте себе, что правительство США пытается сделать уголовно наказуемой критику Демократической или Республиканской партии. Это означало бы практически полный запрет на политическую дискуссию.

А как насчет Европы? Разве многие западноевропейские страны не признают уголовно наказуемыми определенные политические высказывания, в том числе - «разжигающие ненависть»? Неужели от этого они перестают быть свободными и демократическими? В чем же разница? Безусловно, я против ограничений на экстремистские политические высказывания и, в частности, против криминализации сочувствия неонацистам и отрицания Холокоста в Германии. Однако, хотя я считаю эти законы неуместными и выступаю за их отмену, их можно отчасти оправдать, как минимум, их конкретностью. «Отрицание Холокоста» - крайне узкая тема и вполне четкий набор взглядов на определенный исторический период, в котором Германия, действительно, совершила ряд невообразимых преступлений. Короче говоря, это тема, которой легко дать определение.

Читайте также: Ислам и Запад - Кто зачинщик?

«Ислам» - напротив - тема, которую невозможно точно определить. Это религия, существующая больше тысячи лет и имеющая множество вариантов. Современный ислам включает в себя огромное количество соперничающих сект и верований – от умеренных, современных и терпимых до тоталитарных, примитивных и негибких. Многие из этих групп взаимно враждебны и сохраняют серьезнейшие разногласия друг с другом. Какой ислам следует защищать от оскорблений и бестактностей? Самый громкий? Самый многочисленный? Самый политически влиятельный? Самый жестокий? Все сразу? Подобное обсуждение быстро скатывается к нелогичности и безумию. Должен ли турецкий запрет на «неуважение» к исламу также запрещать критику шиитского ислама? Или ваххабизма? Будет ли запрещено говорить о Кемале Ататюрке и его жестокой кампании антирелигиозных притеснений и насильственной секуляризации? В конце концов, многое из того, что сделал Ататюрк можно вполне оправдано интерпретировать, как «антиисламские меры», например - он упразднил халифат. Таким образом, ввод запрета на антиисламские высказывания, означал бы запрет значительной части новой истории Турции.

Также по теме: Оскорблять пророка можно, отрицать холокост нельзя!

Итак, что же победит – американская интерпретация свободы слова, основанная на классическом либерализме, или ограниченная и искаженная интерпретация Эрдогана? К несчастью, если бы мне пришлось делать ставку, я поставил бы на Эрдогана. Даже в Соединенных Штатах, где традиция свободы слова устойчивей, чем практически в любой другой стране на планете, все больше людей поддерживают идею ограничения «бестактных» высказываний. Постыдная и невежественная колонка Антеи Батлер (Anthea Butler) в USA Today весьма неуклюже выражает это направление «мысли», однако сейчас многие, похоже, действительно не понимают, что свобода слова должна допускать бестактные, грубые, оскорбительные и даже исполненные ненависти высказывания, чтобы быть настоящей свободой. Гленнн Гринвальд (Glenn Greenwald), как всегда блестяще высказавшийся по этой теме, совершенно справедливо отмечает, что взгляды американцев на «свободу слова» стали еще более пристрастными, лицемерными и избирательными.

За фасадом внешнего согласия относительно «демократии» в том смысле, что лидеров следует выбирать голосованием, между Западом, Турцией и странами «арабской весны» растут чудовищные разногласия. Если такие государства, как Египет и Тунис, хотят стать действительно достойными странами, им следует понять, что их граждане должны иметь право говорить и думать все, что они хотят – может быть, за крошечными и максимально четко определенными исключениями. Позволять самой реакционной части общества устанавливать границы свободы слова – значит гарантированно навлекать на себя политическую катастрофу. Именно к ней дело, похоже, и идет. Это - пугающая и к тому же парадоксальная мысль, однако заря демократии на Ближнем Востоке вполне может укрепить в регионе нелиберальные тенденции.

Обсуждение
Комментариев: 34
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
k
kaa2
21 сентября 2012, 00:41
Марк стал грудью на защиту американского варианта свободы слова. А слабо, Марк, высказаться положительно о К.К.К. или просто употребить слово "негр" ? Слабо сказать "бабы-дуры, никогда не смогут выполнять сложную работу" ? Просто так, для проверки толерантности. В тюрьму, может, не посадят, но работу потеряешь мгновенно и навсегда. То есть как минимум, будешь наказан экономически.
д
домовой
21 сентября 2012, 11:31
А вот это в точку! Забавно, что почему то понятие "свобода слова" не касается некоторых конкретных слов и выражений, или однобоко трактуется.
A
AlexeyRA
21 сентября 2012, 11:53
Положительный К.К.К. - это к Кошкину :) Серия первая. Из 20-х годов 20-го века, из Алабамы в настоящее попадает группа ку-клукс-клановцев . Все как полагается - в балахонах, с винтовками, на форд-т и лошадях. В шоке от окружающей реальности, они ловят на окраине города негра и собираются его повесить. Негр, естественно, активно возражает, и требует сказать ему: за что, собственно, его собираются вздернуть? Ку-клукс-клановцы мнутся, потом один говорит: всем известно, что вы сами не свои до белых женщин, нападаете и насилуете, чистым девушкам-южанкам вечером на улицу не выйти... "Да ну?!!!" - взвивается негр, и соглашается побыть в заложниках у линчевателей, пока несколько их представителей обойдут местные школы и колледжи и посмотрят на белых девушек в естественной среде обитания. Пока южане ездят по школам, негр знакомит своих охранников с новейшей историей США. Узнав о том, что президент - негр, южане хватаются за голову. Ознакомившись с президентством Буша-младшего, они впадают в депрессию, один хочет застрелиться, негр его отговаривает. К вечеру возвращаются ку-клукс-клановцы , которые ездили по школам. Они совершенно раздавлены, их старший - когда-то суровый подтянутый мужик лет пятидесяти, со стальной сединой и мощной челюстью, а сейчас - разбитый старик, вяло машет рукой и велит отпустить ниггера. Они не только проехали по школам. Они наткнулись на гей-парад, зашли в пару адвокатских контор и бургер-кинг. Вожак ку-клукс-клановцев дрожащим голосом говорит своим соратникам, что они здесь никому не нужны. Негр усмехается и говорит, что это не так, после чего дает южанам несколько адресов. Следующая сцена - негритянское гетто. Фордики линчевателей останавливаются рядом с достаточно приличными домами, главарь стучит в дверь одного из них. Оттуда выходит опрятная негритянка средних лет и сразу же начинает молотить: "Спасу от них нет, мой старший сын хорошо учится, ему обещают стипендию в колледже, а эти козлы затаскивают его в банду чуть ли не насильно! Среднего сына бьют в школе и заставляют продавать наркотики, он уже неделю сидит дома! Дочери старшим прохода не дают! Муж работает на заводе допоздна, а эти уроды ночью устраивают стрельбу и свой сраный хип-хоп гоняют!" Командир ку-клукс-клановцев слушает и понемногу расплывается в улыбке. Дослушав до конца, он вежливо прикасается двумя пальцами ко лбу и говорит: "Я вас понял, мэм, разберемся". Вечер, за кадром стрельба, вопли, взрывы. Следующая сцена: на фонарном столбе висят несколько бандитов, внизу свалено грудой оружие, на костре горят пачки наркоты, вокруг ликуют вперемешку ку-клукс-клановцы и чернокожие жители квартала. Следующий кадр - объявление на столбе: "Надоели наркоторговцы? Нет житья от бандитов? Стрельба и рэп по ночам мешают спать? Полиция бессильна? Звоните в "Реформированный толерантный ку-клукс-клан " - наши специалисты будут рады помочь!" koshkin-lib.livejournal.com/63500.html
S
Svinopes
21 сентября 2012, 03:11
Молодец Марк Как же он умеет задавать вопросы. В отличие от большинства его коллег, которые тупо оперируют штампами, Марк нередко спрашивает смысл заезженного слова, фразы. И тут оказывается, что мнения читателей начинают расходиться не по теме, а на уровне определений. Некоторые прилагательные просто прилипают к существительным, сужая его понятие. Серый волк, счастливое детство.. независимый журналист, кровавый диктатор, радикальный исламист..
G
G0r2
21 сентября 2012, 03:49
Это звучит банально, но свобода слова либо есть, либо ее нет. Это звучит еще банальнее, но тогда свободы вообще нигде нет. Ибо она везде - с ограничениями.
A1
Andrey 17
21 сентября 2012, 09:53
Как же нет? Дальний космос...без скафандра
SAGGER
21 сентября 2012, 11:31
Это звучит банально, но свобода слова либо есть, либо ее нет. Её нет нигде, в таком масштабе в котором она процветает у нас и некоторых других "малозначимых" странах! Ибо возможность говорить что угодно - не есть свобода слова)
h
hidden
21 сентября 2012, 04:53
Эх, Марк, Марк.... Абсолютная свобода - это анархия. "Твоя свобода заканчивается там, где начинается мой локоть"(С) Как говорил мой отец: "Если человек считает, что ты г**но - это его сугубо личное мнение, но если он начинает убеждать вы этом других или говорить это тебе в лицо - сразу дай ему в морду, иначе получится, что он прав"
A1
Andrey 17
21 сентября 2012, 09:55
Не надо негативно говорить об анархии По Кропоткину это "умный" союз автономных личностей, а вовсе не хаос
С
Совковец
21 сентября 2012, 12:29
Это по Крапоткину это союз, а по жизни - анархия
g
greg_08
21 сентября 2012, 10:43
Золотые слова !
t
textliner
21 сентября 2012, 07:10
Это звучит банально, но свобода слова либо есть, либо ее нет. Вообще говоря - ерунда. Но при такой постановке вопроса - пусть её не будет.
SAGGER
21 сентября 2012, 11:38
Это звучит банально, но свобода слова либо есть, либо ее нет. "Свобода слова" подразумевает ответственность, когда нет ответственности нет и "свободы слова", но есть то, что мы имеем)
A
Ansar02
21 сентября 2012, 07:35
Какие наивные люди! Можно подумать, "свобода слова" регулируемая политикой, хоть чем то отличается от "свободы слова" регулируемой баксами... Тем более одно всегда сочетается с другим.
D
Delight
21 сентября 2012, 07:42
Не совсем в тему, но Интересно, когда Марк пишет специально для иносми, он читает комменты?
n
neutral
21 сентября 2012, 09:30
Интересно, когда Марк пишет специально для иносми, он читает комменты? Трудно сказать, но комменты к его статьям в Форбсе (а обсуждаемая статья как раз одна из них) не только читает, но и отвечает. Из шести комментариев под этой статьей на сайте Форбса два - его.
D
Delight
21 сентября 2012, 09:57
Вот бы Анри Леви последовал его примеру. Французкий бы выучил только за то)
Рв
Рожденный в СССР!
21 сентября 2012, 08:04
�Свобода слова�, Уже становится таким же ругательным словом как демократия.
SAGGER
21 сентября 2012, 15:52
Раньше стала, вспомните "плюрализьм мнений")
h
hidden
21 сентября 2012, 08:21
"А свобода есть только у одного слова, и слово это - мое"(С)
n
nuichto555
21 сентября 2012, 09:04
"Позволять самой реакционной части общества устанавливать границы свободы"... Как бы не хитрил Марк, а уши избирательности в определении "свободы слова" торчат. Забыто даже любимое американское изобретение - толерантность. А между тем человечество давным-давно установило эти самые границы. Они называются моралью, этикой, нравственностью. Не этично материть человека, оскорблять его маму, сестру, ребенка... Не этично сплетничать, распуская грязные слухи о самых дорогих тебе персонах. Так же аморально высмеивать богов, являющихся предметом поклонения и самой глубокой сердечной привязанности миллионов людей. Тем более аморально провоцировать людей на агрессию подобной "свободой слова". Все это называется мелкой пакостливостью, которая, как правило, имеет далеко идущие последствия. И оправдывать любую пакость - значит самому быть таким. Исламский мир исторически не так давно вписан в повседневную жизнь Европы, а, тем более, Нового Света. Он не адаптирован к нашим реалиям. Тем более важно (если уж Европа впустила ислам в свои недра и мнит себя миссионером) быть терпеливым проводником в своем мире. А если Европе вдруг разонравилось собственное гостеприимство и инородное соседство, которое действительно пока невозможно из-за культурной несовместимости христиан и мусульман, то надо не дразниться, разжигая взаимную ненависть, а терпеливо исправлять собственные ошибки.
W
Www
21 сентября 2012, 12:02
Абсолютно верно.
colobok90
21 сентября 2012, 09:48
Вся тема- пустой флуд В зависимости от трактовки этого понятия свобода слова определяется у всех по-разному,. А трактовка, по-умолчанию, у всех ну очень субъективная. Исходя из которой даже пещерно-феодальная Саудовская Аравия может утверждать что у нее больше свободы слова чем, допустим, у нас.
т
трям-трям
21 сентября 2012, 09:51
им следует понять, что их граждане должны иметь право говорить и думать все, что они хотят – может быть за крошечными и максимально четко определенными исключениями И это крошечное и максимально четко определенное исключение Марк уже привел выше: �Отрицание Холокоста� - крайне узкая тема и вполне четкий набор взглядов на определенный исторический период, в котором Германия действительно совершила ряд невообразимых преступлений. Короче говоря, это тема, которой легко дать определение. В общем, свобода слова - это когда можно оскорблять всё, кроме Холокоста.
j
jalindiz1972
21 сентября 2012, 10:09
Сплошная демагогия и передёргивание. Есть свобода слова и есть оскорбление. Есть свобода слова и есть провокация. И так далее. А про "холокост" лучше бы вообще не вспоминать. Люди его отрицающие наказываются за то, что СОМНЕВАЮТСЯ, в том, что им пытаются навязать! Даже ДУМАТЬ нельзя свободно.
v
veterinar
21 сентября 2012, 10:11
Это звучит банально, но свобода слова либо есть, либо ее нет. Высказывание либо свободно от цензуры и государственного вмешательства, либо нет. �Свобода слова�, которая признает наказуемым обсуждение наиболее болезненных и важных для общества тем, - это не свобода слова, так же как выборы, в которых не могут принимать участия самые крупные и популярные партии, - это не демократические выборы. Либеральный мозг Адоманиса прямо трещит. Такое впечатление, что для "Форбса" Маркуша сплагиатил свою зануть вот отсюда:lev-sharansky2.livejournal.com/tag/Враг%20свободы "Свобода лучше чем несвобода наличием свободы"))))))
d
die_welt
21 сентября 2012, 10:44
Слово "свобода", в словаре демагогии, будь такой, я бы поставил на одно из первых мест по значимости. Слово "свобода", свобода слова частный случай, в словаре демагогии, будь такой, я бы поставил на одно из первых мест по-значимости. Вот предложения на правах полемики. - Записать в основной закон такую преамбулу "Для человека, разумного существа владеющего способностью к рефлексии, свободы нет нигде, нигде во Вселенной, но любой из нас вправе её требовать. По-моему, диалектики заложенной в такой преамбуле будет достаточно для развития. Так как понятие "свобода слова" обозначено в Всеобщей декларации прав человека (ст. 19). - вот ещё соображения: "независимые" правозащитные организации, это вообще, как говорят эксперты фейк. Читаем декларацию этих самых прав (компилятивный комикс). "Статья 1) Все люди рождаются свободными..." - то есть, то, что существует некая универсальная свобода, принимается за аксиому. Что конечно, в контексте слов культура и цивилизация не так, культура и цивилизация - это прежде всего поиск меры, самоограничение, табу ... то что делает нас людьми, свободные же остались животными. Это всегда напряжение, искать меру в мире, стремящемуся к крайностям, в нашей культуре (и не только) это возможно, в нашем языке заложена диалектика, следует жить своим умом, а не пытаться закладывать в основу развития общества примитивные схемы чужой культуры, основа которой слишком простой язык, лишённый диалектики. Так что Марк, эту битву не выиграть, это битва человека самим собой, давно известное единство и борьба противоположностей, (пример из истории манихейство - учение Мани — дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла).
c
const
21 сентября 2012, 10:54
о свободе слова в Германии хорошо сказал еще Бисмарк: "Каждый немец имеет полное право говорить все, что захочет! Но пусть он только попробует это сделать!"
S
Stalky
21 сентября 2012, 11:13
Марк Адоманис - рыжая шпионская морда .
colobok90
21 сентября 2012, 12:21
Ну-ну, товарисч, полегше Это один из немногих здравомыслящих амеров, которых здесь переводят. О России он говорит пусть без фанатизма, но вполне доброжелательно.
l
lleksandrr
21 сентября 2012, 11:30
Марк просто подменяет понятия критики и прямого оскорбления, свободы слова и вседозволенности.
v
vvg
21 сентября 2012, 12:00
Дальее "..мародера.." не осилил.
п
подумаем?
21 сентября 2012, 13:01
Позволять самой реакционной части общества устанавливать границы свободы слова – значит гарантированно навлекать на себя политическую катастрофу. Марк - умный человек. Эта фраза применима к любому обществу на любом историческом этапе. И, поскольку эта мысль банальна, постольку она верна. Или наоборот. )) Но что интересно, так это то, что хотя Марк и выступает в роли Капитана Очевидность, подавляющее большинство умудряется заставить себя эту верность и очевидность проигнорировать либо найти для себя оправдания, чтобы не поддерживать её.
T
Trik-D
21 сентября 2012, 23:29
словом можно убить Слово имеет определенную силу. И слово слову рознь. Оно может нести зло, а может нести добро. Если приучить весь мир не реагировать на злые посылы, то сотреться грань между добрым и злым, одинаково равнодушными к добру и злу могут стать бездуховные люди и автор предлагает готовить весь мир к этому. Без моральных ограничений не построить настоящей демократии и свободы слова никак. Это будет бездушное.черствое и лицемерное общество.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем