Заявление под названием «Призыв о гуманитарной помощи для сирийских армян», сделанное 26 ноября Армянским Патриаршеством Константинополя в Стамбуле, а также переговоры в преддверии инициативы по предоставлению гуманитарной помощи армянской общине Сирии показывают, как Турция будет строить отношения с армянами в своей внутренней и внешней политике.
Официальные лица Турции гарантировали, что собранная армянской общиной помощь посредством Красного полумесяца будет доставлена армянской общине Сирии. В заявлении официальных лиц также сообщается, что из числа милосердных представителей армянской общины Турции во главе с архиепископом Арамом Атешяном была сформирована комиссия, которая с целью организации сбора помощи провела переговоры с турецким руководством.
Рассмотрим связанные с армянской диаспорой Турции события особенно в контексте вопросов, остающихся на повестке дня во внешней политике Турции последние несколько месяцев.
На основе вышеприведенной информации о гуманитарной помощи можно сделать вывод о том, каким высоким потенциалом отражения на другие сферы внешней политики Турции обладают события в Сирии.
Прежде всего необходимо отметить, что армянская община Турции и некоторые другие организации по оказанию помощи из числа других армянских общин Европы несколько запоздали с предоставлением гуманитарной помощи сирийским армянам. Как ни печально, диаспора Турции также стала одной из последних «пробудившихся ото сна». Армянские общины со всех концов света, даже из Армении, со значительным опозданием протянули свою руку помощи (кроме США, которые предоставили гуманитарную помощь уже в первую неделю).
Говорю «даже», поскольку отправляла помощь «даже» Армения со своей небольшой экономикой и скромными возможностями, допуская принудительную посадку своего самолета в Эрзуруме. Партия «Дашнакцутюн», не обращая внимания на прохождение гуманитарного груза через турецкий контроль и оставив в стороне политику, не проявляла беспокойства о посадке и контроле в Эрзуруме, преследуя цель – доставку гуманитарной помощи в пункт назначения.
С другой стороны, тот факт, что переговоры, проведенные между президентом Абдуллой Гюлем и армянской общиной Турции с целью оказания помощи, были скрыты от прессы и общественного мнения, а далее в подходящее время последовало заявление Армянского Патриаршества Константинополя, показывает, что после переговоров возникли определенные скрытые эмоциональные моменты.
В статье на портале T24 Мурат Сабунджу расшифровал эти скрытые эпизоды, возможно даже интуитивно: «В отношении армянской общины в Алеппо, не желающей, чтобы ее прибытие в Турцию привело к политической эксплуатации, недавно были проведены две важные встречи. Что касается группы, проводившей переговоры, отмечу только, что в ее составе были граждане Турции и известные высокопоставленные лица. Важно место проведения переговоров. Администрация президента… Первые переговоры провел советник президента Ахмет Север… Вторые прошли на следующий день в присутствии президента Абдуллы Гюля… Гюль продолжительно выслушивает посетителей, делает заметки. Связывается с министерством иностранных дел. Участникам переговоров дается следующий посыл: «Речь идет о человеческих жизнях. У этого вопроса нет политики. Сделаю все, что в моих силах».
В силу насыщенной повестки дня внутриполитической жизни Турции в большинстве газет не было ни одного сообщения о том, что написал Мурат Сабунджу. Однако на следующий день он вновь повторил свои слова в экономической программе на телевидении.
Судя по утверждениям Сабунджу, можно подумать, что в настоящее время наблюдается положительная динамика, и президент якобы предоставляет помощь армянской общине в Алеппо, применяя позитивную дискриминацию. Однако на данный момент Турция предоставляет такую помощь каждому прибывающему из Сирии. Сроком на 1 год дается вид на жительство, а также разрешение на ведение профессиональной деятельности в течение продолжительного времени в такой форме, которая позволит беженцам продолжить свое прежнее существование. Следовательно, какая-либо «положительная» динамика отсутствует.
На самом деле, первое предложение в словах Сабунджу отражает все происходящее: «Армянская община в Алеппо не желает, чтобы ее прибытие в Турцию привело к политической эксплуатации».
Происходящие сейчас события представляются мне тесно связанными с политическими шагами, которые будут предприняты в дальнейшем. С одной стороны, частое расхождение риторики в заявлениях премьер-министра и президента, имеющее место в прессе, с другой – приближение выборов. И, безусловно, 2015 год. При каждом удобном случае в СМИ Турции повторяется, что армянская община уже сейчас изыскивает 80 миллиардов долларов на 2015 год, и высказываются предположения, что предпримет Турция.
Эти шаги Гюля вместе с расширением понятия диаспоры министром иностранных дел Ахметом Давутоглу переходят в совершенно другое измерение. Давутоглу отмечает: «Диаспора для нас – не только турки, но и все мигрировавшие из этих территорий».
Таким образом, Давутоглу утверждает, что в ближайшие годы намерен поддерживать связи со всеми, кто покинул Анатолию, включая армян, евреев, греков, арабов в Аргентине. И это происходит во Франции на встрече «Друзей Сирии».
Вспомним, что сирийские армяне – тоже диаспора, и добавим к этому поджигание фитиля в виде гуманитарной помощи в Сирии в администрации президента, а также предположения в статье Сабунджу.
Сейчас я задаюсь вопросом: «Это я пришел к таким выводам?» С одной стороны, считаю себя теоретиком некоего заговора. Однако, если бы из событий на сегодняшний день не было какого-либо заговора или «трюка», как ни прискорбно, но мой возраст не позволил бы мне пуститься в подобные рассуждения.
Вначале диаспорой стали все, кто является выходцем из территории Османской империи. Затем было приобретено право голоса на выборах патриарха, далее – стала проводиться «подземная» политика во имя «гуманитарной помощи».
Сегодня эффект речей президента Турции при оказании гуманитарной помощи в Сирии – первые шаги господства, которое планируется установить над диаспорой в 2015 году. Не будем забывать, что режимы стремятся ослабить оппозицию и подавить жертв их злодеяний.
Напомню слова Ахмета Давутоглу: «Чувствовать боль армян, понимать и не заставлять их молчать. Нет ни единого министра иностранных дел, который бы сказал армянам: «В 1915 году ничего не было». Я не называю события геноцидом, но у каждого свое предпочтение».
Если все действительно так, и заявления политиков наполнены искренностью, тогда почему гуманитарная помощь не отправляется Международной федерацией Красного креста и Красного полумесяца в Анкаре? Почему Ани – все еще Ани? Почему Ахтамар – все еще Акдамар? Почему в Турции до сих пор нет ни единого памятника, который воплотил бы всю нашу горечь? Почему проспект Эргенекона не назван в честь Гранта Динка?
Надеюсь, что армянская община в Турции не будет использована как ступень в этом процессе на пути к 2015 году. Необходимо начало диалога корректными предложениями и с полной искренностью без применения скрытых политических путей.