пустя две недели после начала атак Израиля на Газу международное сообщество перешло к активным действиям, чтобы положить конец кровопролитию. Ведущие политические деятели, прежде всего генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Госсекретарь США Джон Керри, активно участвуют в процессе достижения режима прекращения огня.
Хотя дипломаты продолжают прикладывать все возможные усилия, масштабная гуманитарная трагедия в Газе приобретает все более серьезные измерения. С каждым часом и даже минутой катастрофа лишь усугубляется. Необходимо как можно скорее прекратить войну, в которой в любом случае не может быть победителей, и срочно объявить режим прекращения огня.
Каким будет режим прекращения огня?
Конечно, он должен быть устойчивым. То есть прекращение огня должно привести к тому, что замолчит оружие и появится возможность, с одной стороны, перевязать раны, с другой — найти пути политического решения кризиса.
Сейчас действительно не время вести споры о том, что должно произойти раньше: переговоры об условиях или режим прекращения огня? Но становится понятно, что в течение последних трех-четырех дней стороны и посредники обсуждают именно это.
С условиями или без?
В конце концов договоренность о прекращении боевых действий будет в той или иной форме достигнута. Но важно, чтобы на этот раз огонь был прекращен не временно, что мы многократно могли наблюдать ранее, а навсегда.
Лидер ХАМАСа Халед Машааль отмечал, что он согласится прекратить боевые действия в случае принятия определенных предварительных условий: Израиль должен отменить блокаду Газы, открыть пропускной пункт Рафах на границе с Египтом и освободить находящихся в плену в Израиле членов ХАМАСа.
Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас требует немедленного объявления режима прекращения огня, а затем обсуждения этих условий на переговорах. По этому поводу он не только провел прямые переговоры с Машаалем, но и обсудил положение с Турцией и Египтом. Анкара и Каир выступили с отдельными инициативами.
Если все эти усилия принесут плоды, есть вероятность того, что режим прекращения огня положит начало процессу политического решения конфликта. Конечно, при условии, что кровопролитие будет остановлено, а оружие — сложено.
Каким будет решение?
Последние события наглядно показали, что вопрос Газы или конфликт между Израилем и ХАМАСом не может быть решен военным путем. Пора наконец понять, что «военный сценарий» ни к чему не приведет.
Несмотря на военное и технологическое превосходство, Израилю не удается заставить ХАМАС повиноваться. Тель-Авив и раньше это пробовал. Но на этот раз он обнаружил перед собой более сильный ХАМАС, который способен запускать ракеты, достигающие Тель-Авива и аэропорта Бен Гурион, и наносить урон израильской армии в Газе... Более того, хотя Израиль разрушил военную инфраструктуру ХАМАСа (на этот раз туннели), Тель-Авив не в силах выиграть эту «асимметричную войну» и не может обеспечить себе устойчивую безопасность.
Но и ХАМАС, пуская ракеты, не в силах подчинить своей воле Израиль. Это война, в которой ни одна из сторон не сможет победить другую.
Решение этого давнего вопроса следует искать не на военном фронте, а на политических форумах. Режим прекращения огня должен быть не короткой «передышкой» в перерыве между атаками, а началом процесса, итогом которого будет согласие всех сторон, включая ХАМАС, по политическому решению данного вопроса.