Демократически избранный и поддержанный 52% голосов президент Египта Мухаммед Мурси (Muhammed Mursi) был свергнут в результате военного переворота и приговорен политизированным судом к смертной казни и пожизненному заключению.
В апреле 2014 года здесь приговорили к смерти 683 сторонников Мурси. Не суд, а место для заклания!
Все внимание сосредоточено на том, какой будет реакция Запада. Как будто Запад, который и глазом не моргнул в ответ на переворот и предыдущие смертные приговоры, на этот раз отреагирует как-то иначе? И это при том, что я полагаю, что Египет не перенесет такой дикий стыд, как исполнение смертных казней.
Пока Запад справедливо критикуют за его позицию, все мусульмане, и прежде всего знатоки фикха (мусульманская доктрина о правилах поведения, а в более широком смысле мусульманское право — прим.пер.), должны задаться двумя вопросами:
— Почему реакции ждут от Запада, а не от исламского мира?
— Есть ли в исламском мире институционализированная культура разделения властей и независимости судебной системы?
Авторитарная культура
Ответ на эти вопросы прост: в исламском мире не развита культура разделения властей и свободы личности. Поэтому все режимы — и исламские, и светские — авторитарны, в них власти слиты воедино. При этом судебная власть — это отнюдь не отдельная ветвь, а орган политической власти. Какой судья мог бы спасти общество от неистовства Насера, Асада? На Ближнем Востоке проливается кровь, ради идеологий, мазхабов, племен отдаются жизни, однако же никого не волнует столь незамысловатый и способный стать основой справедливости и мира принцип!
От тех, кто сегодня справедливо протестует против угнетения «Братьев-мусульман» в Египте, мы не слышим понятия «разделение властей». В 1977 году в Пакистане исламист, генерал Зия-уль-Хак (Ziya ül Hak) низложил и повелел казнить демократически избранного премьер-министра Зульфикара Али Бхутто (Zülfikar Ali Butto). Тогда не нашлось ни одного исламиста, который бы отреагировал на это, реакции опять ждали от Запада.
Единство властей долгое время входило в число основных принципов республики и в Турции. Так и оформилась наша судебно-процессуальная культура. Принцип разделения властей так и не закрепился у нас на ментальном уровне. Если бы это было не так, разве у нас могли бы быть эти паззлы вместо законов? Мог бы суд так же извиваться под стать правящей власти?
«Братья-мусульмане» и путчисты
В конституции правительства Мурси, созданной в ноябре 2012 года, был закреплен принцип разделения властей, однако вопросы независимости судов и полномочий судей были недостаточно полно отрегулированы.
То же самое можно сказать и о конституции путчистов, которую приняли в январе 2014 года.
Но отсутствие правовой культуры в вопросе независимости судебной системы — куда более серьезная проблема, чем положения конституции. Приведу некоторые тезисы развернутой статьи Керима аль-Шазли (Kerim el-Şazli), специалиста по египетскому праву, который раскритиковал конституцию 2014 года.
«Доминирующую тенденцию в области судебной системы наглядно отражает статья 193. В ней Конституционный суд фактически наделяется всей полнотой власти в вопросе назначения судей... Но власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Конституция дает суду абсолютную власть, но гарантии того, что он будет объективно ее использовать, отсутствуют. В назначении судей тоже нет прозрачных принципов. А это ведет к непотизму, фаворитизму в судебной системе. Одна четвертая судебных чиновников, назначенных в ноябре 2013 года, состояла из родственников по крови или брачным узам!»
Керим аль-Шазли описывает ужасающую деградацию, но иногда политические связи даже более губительны.
Верховенство закона
Такой развращенный суд подчиняется тому, кто обладает властью. Все решения, касающиеся Мухаммеда Мурси и его сторонников, были приняты по спущенному сверху приказу. Это решения о политической чистке, принявшие вид судебных постановлений.
Конечно, Турция значительно опережает в этом плане Египет, но и у нас, увы, суд занимает ту или иную сторону в зависимости от политической силы.
Пока наша культура не впитает принцип верховенства права над политикой, и мечтать не стоит о каких-либо высоких позициях в рейтинге ВВП или индексе человеческого развития.