Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему не удалось договориться на Венской встрече по Сирии?

© Фото : МИД РФ / Перейти в фотобанкВизит С.Лаврова в Вену
Визит С.Лаврова в Вену
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошло уже больше четырех лет с начала кризиса в Сирии, а народ этой страны по-прежнему должен оставлять свои дома и каждый день гибнуть из-за вмешательства внешних сил и активности террористов. Да, предпринималась масса усилий для урегулирования проблемы, предлагались самые разные мирные проекты, однако все они в конечном итоге заканчивались ничем. В чем же дело?

Венская встреча, которую организовали ради политического решения сирийского кризиса, закончилась неудачей, как и предыдущие аналогичные совещания за последние годы.

Прошло уже больше четырех лет с начала кризиса в Сирии и народ этой страны по-прежнему должен оставлять свои дома и каждый день гибнуть из-за иностранного вмешательства и активности террористических группировок.

Вплоть до сегодняшнего дня предпринималась масса усилий для урегулирования сирийского кризиса, предлагались самые разные мирные проекты, однако все они сталкивались с сопротивлением стран, выступающих в поддержку террористов. Почему все эти проекты потерпели неудачу? Основные причины — выдвижение предварительных условий, в том числе требования об устранении президента Сирии Башара Асада, а также внешние попытки изменить политический строй Арабской Республики.

Одновременно с этим в обстановке безвластия в Сирии образовалась террористическо-такфиристская группировка ИГИЛ. С каждым днем она становится все сильнее и подчиняет своей власти все больше территорий, ранее принадлежавшим арабским государствам. В ответ на это Россия по просьбе сирийского правительства начала свою военную операцию, направленную против военной мощи «Исламского государства».

Начало атак по позициям игиловцев стало новой точкой отсчета в развитии сирийских событий и создало предпосылки для возникновения новой волны проектов о сотрудничестве для политического решения существующего кризиса. В связи с этим российская сторона начала активные дипломатические консультации, чтобы заручиться поддержкой тех или иных региональных и мировых держав для своей военной операции в Сирии. Именно этим можно объяснить проведение за последние несколько недель целого ряда встреч российских дипломатов и высокопоставленных чиновников с их коллегами из Объединенных Арабских Эмиратов, Иордании, Саудовской Аравии, Соединенных Штатов, Ирана, Сирии, Египта и рядя европейских стран.

Вслед за началом российской военной операции в Сирии и изменением фронтовой ситуации в пользу правительственных сил российская дипломатия смогла выработать некое предварительное соглашение между государствами, которые стоят за разными группировками сирийской оппозиции. Суть этой договоренности сводится к согласию на сохранение Башара Асада и его присутствие в переходном правительстве. Кстати, ранее отсутствие взаимопонимания в этом вопросе и было одним из основных препятствий на пути осуществления мирных проектов решения сирийского кризиса.

После неожиданного визита на прошлой неделе Башара Асада в Москву, столь важного для судьбы всей Сирии, 23 октября в Вене состоялась четырехсторонняя встреча представителей России, США, Турции и Саудовской Аравии, на которой дипломаты должны были обсудить положение дел в Сирии и пути выхода из существующего кризиса.

Проведение венской встречи в очередной раз вселило надежду на политическое урегулирование сирийской проблемы, однако, как заявил на последующей пресс-конференции министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель Аль-Джубейр (Adel Al-Jubeir), участники этого мероприятия так и не достигли существенного прогресса в плане разрешения существующих противоречий.

Вместе с тем данное высказывание противоречит заявлениям государственного секретаря США Джона Керри (John Kerry), который на своей встрече с журналистами положительно оценил последнюю встречу в австрийской столице, отметив, что на ней было представлено сразу несколько проектов решения сирийского кризиса.

Пока очевидно лишь одно: все стороны пришли к выводу, что данная проблема может быть решена только политическим путем и именно на этом надо сконцентрировать все усилия, а первостепенное значение следует отводить борьбе с «Исламским государством». Между тем Саудовская Аравия, заботясь главным образом о свержении сирийского правительства, все так же продолжает поддерживать правительственную оппозицию и террористов и не намерена отказываться от своей прежней политики.

Политическая история Ближнего Востока за последние несколько лет свидетельствует о том, что позиция Саудовской Аравии в отношении региональных кризисов сводится к тому, что саудиты лишь обостряют конфликты, помогая такфиристскому терроризму.

Судя по последним событиям в арабских странах, КСА всяческим образом содействует такфиристам и политику этой страны в регионе можно считать важнейшим фактором развития террористических группировок. Поэтому в сирийском кризисе саудиты уклоняются от любого политического способа решения проблемы, так как необходимым условием урегулирования кризиса и перехода власти является ликвидация с политической арены всех террористических группировок. Уничтожение террористов в Сирии приведет к потере Саудовской Аравией ее орудия влияния на региональные кризисы и, возможно, породит внутренний кризис в самом королевстве.

Саудовское руководство при помощи нефтедолларов постоянно предпринимает попытки не только обучать и вооружать террористические группировки, но и пользоваться собственными экономическими возможностями для того, чтобы другие государства следовали его политике. В отношении сирийского кризиса Саудовская Аравия проводит все тот же курс.

И все же кризис в Арабской Республике доказал, что события развиваются не так, как того желал бы Эр-Рияд, а последствия завоеваний игиловских террористов настолько катастрофичны для других государств, что Саудовская Аравия уже не в состоянии подкупать союзников на свои нефтедоллары, пусть при поддержке США она до сих пор имеет большое влияние на события в регионе.

Состоявшееся 23 октября заседание в Вене доказало бесплодность попыток Саудовской Аравии по отстранению от власти сирийского президента. Тем не менее, судя по заявлениям саудовского министра иностранных дел, сделанным им на итоговой пресс-конференции, КСА до сих пор реализует прежнюю тактику в отношении региональных кризисов. Ввиду этого есть все основания полагать, что из-за подрывной и амбициозной политики Саудовской Аравии будущее сирийского народа до сих пор остается в тумане.

Результатом ошибочной политики таких государств, как Саудовская Аравия, являются сотни тысяч убитых и миллионы беженцев. Каждый день их число только увеличивается, а сирийскому народу приходится сталкиваться все с новыми трудностями. Террористическая группировка ИГИЛ превратилась в глобальную угрозу, поэтому борьба с ней превратилась в насущную необходимость. Даже Генри Киссенджер, государственный секретарь США в правительстве Ричарда Никсона, в одной из своих последних статей написал о противостоянии «Исламскому государству» как о важнейшей задаче нынешней ближневосточной политики Соединенных Штатов.

Вследствие этого можно утверждать, что в настоящий момент как никогда очевидна необходимость решения сирийского кризиса политическим путем, который подразумевает участие и консенсус всех задействованных стран. Проведение многосторонних встреч, наподобие той, которая на днях состоялась в Вене, действительно может наметить пути решения данного кризиса, однако, как сказал об этом министр иностранных дел России, на них также должны присутствовать Иран и даже Египет. С приглашением на подобного рода встречи большего числа участников на Саудовскую Аравию можно будет оказать более серьезное давление, чтобы она отказалась от своей подрывной политики, направленной на поддержку террористов.