Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Страны Балтии России сейчас нужны больше, чем Латвии, Литве и Эстонии – Россия, считает Тунне Келам, депутат Европейского парламента от Эстонии.

Страны Балтии России сейчас нужны больше, чем Латвии, Литве и Эстонии – Россия, считает Тунне Келам, депутат Европейского парламента от Эстонии. При формировании отношений с нашим восточным соседом важно использовать этот аргумент, отметил депутат.

- Как вы сегодня видите страны Балтии, которые взаимно все больше отдаляются? Эстония вступает в еврозону, оставив позади Латвию и Литву; также уже традиционно среди президентов стран Балтии нет единодушия по поездке в Москву на парад 9 мая, по ужину с Обамой в Праге и тому подобное.

- Страны Балтии объединяет драматичная и трагическая история, и одновременно мы соседние страны, один географический регион. Нам сегодня нужно сконцентрироваться на возможностях, которые открывает Европейский союз, и объединить силы для совместных проектов. Я подразумеваю как энергетические проекты, так и крупный проект Rail Baltica, который соединит Финляндию, страны Балтии, Польшу и Германию. Наша общая работа – создание торгового пути к центру Европы.

Естественно, после обретения независимости каждая страна Балтии искала свою идентичность. Однако общие интересы и общая политика, в особенности в контексте ЕС, должны одержать перевес.

- Почему, по-вашему, начав с примерно одинаковых стартовых позиций, сегодня страны Балтии находятся в такой разной ситуации?

- В Эстонии, как мне кажется, отношение политиков, было более радикальным и чистым. Возможно, это преимущество маленького государства. Может быть, в Эстонии свою роль сыграло также то, что там были более глубокие корни у гражданской инициативы. Гражданская инициатива была также в Латвии, однако в Эстонии во времена Горбачева, когда стало ясно, что советская система движется к краху, развилась очень сильная гражданская инициатива. Это создало демократическую альтернативу существовавшей системе. Многие другие общества не были способны на это. Может быть, поэтому Эстония была лучше подготовлена, чтобы действовать и работать в условиях реальной независимости.

Во время приватизации старые коммунистические лидеры тоже стремились приватизировать собственность... В Эстонии они не сумели создать сильные олигархические группы, которые контролировали бы политику: в политике у них было свое влияние, но не контроль. Равновесие создал также иностранный капитал, главным образом, из Скандинавии, а также из Германии и США. В Эстонии не было такой тяжелой проблематики коррупции, как в Латвии. Конечно, взяточничество есть и в Эстонии, но не как система, которую невозможно обойти, а только платить. Потому что иначе нельзя двигаться вперед.

Влияние тоталитарной системы и коммунизма в Эстонии ощущается и сегодня – в мышлении людей. Даже те лидеры советских времен, которые 25 лет назад были молодыми и в некотором роде находились в оппозиции старым коммунистам, до сегодняшнего дня сохранили такое монополистское мышление. Они очень чувствительно реагируют на то, если предлагается альтернатива или высказывается критика, и внимательно следят, чтобы у них не появилось сильных соперников. Если возможно, то пытаются их нейтрализовать. И сегодня в СМИ и в сфере культуры можно почувствовать, что определенные лидеры, как и во времена коммунистов, стараются защитить свой неформальный клан, группу друзей и не готовы полемизировать с другими точками зрения. И, к сожалению, еще до сих пор продолжаются дебаты о том, как была восстановлена независимость государства, кто был большим героем. Настала пора прекратить это и согласиться, что у каждого в то время была своя роль, что нельзя заявлять: именно моя партия или моя группа была главной. По-моему, по этому этапу прошлого в обществе также необходимо примирение, чтобы приостановить соперничество. Самое печальное, что история используется для того, чтобы обосновать ею заслуги нынешних партий или групп.

- Россия изменила свою внешнеполитическую концепцию в отношении стран Балтии. Жесткий тон сменился на более мягкий, и прозвучало, что Россия хочет купить акции стратегических предприятий Латвии: в отраслях энергетики, банков, IT, логистики и в других. Но тогда, как отмечают российские политики, Латвия должна быть разумной и избегать определенных тем, скажем, вопросов истории и оккупации. Складывается впечатление, что определенные круги Латвии начали такое желаемое мышление, забыв о том, что это не отвечает интересам латвийского государства. Как изменение курса России ощущается в Эстонии? Литовские политики утверждают, что ситуация не настолько драматична, потому что есть законы, которые обеспечивают стабильность.

- В Литве ситуация в этом смысле не такая идеальная, и достаточно вспомнить хотя бы дело Роландаса Паксаса. Сейчас он депутат Европейского парламента от Литвы, нужно добавить – так же, как и Виктор Успаских.

Россия поняла, что в странах Балтии теория Караганова о «ближнем зарубежье» провалилась, и поэтому переключилась на «дружественное наступление», но все равно на наступление. По-моему, Россия в отношении стран Балтии по-прежнему ведет старую игру «хороший полицейский, плохой полицейский». Такие правила могут принять только мыслящие на краткосрочную перспективу политики и предприниматели, надеясь на то, что будут хорошие отношения, что будут преимущества в бизнесе, если заплатим требуемую цену - закроем рот. В долгосрочной перспективе такой подход потерпит провал. Короткий опыт истории показывает, что без подлинных перемен в России, без подлинной ее демократизации и введения власти общества, бизнес там обречен на неудачу. Дело Ходорковского просто потрясает. International Herald Tribune недавно писала о некой влиятельной российской предпринимательнице, которая жила недалеко от озера Байкал. Когда она была избрана мэром маленького города и стала предъявлять очень логичные требования к курорту ФСБ, через несколько месяцев ее арестовали.

Россия – государство, в котором премьер-министр выходец из спецслужб, и это крайне нетипичная ситуация, уникальный случай в Европе, когда спецслужбы захватили власть. Примерно 1000 человек, занимающих руководящие государственные должности, пришли из системы КГБ. Это важный факт, который  акцентируют даже демократические силы в России, а в Европе об этом особо не хотят слушать. Недавний скандал с российскими шпионами в США, свидетельствует о том, что старые методы по-прежнему пускаются в ход.

- В течение нескольких месяцев в Риге побывал ряд российских политиков – Рогозин, Слиска, Примаков, Жириновский с посланием: Латвия должна стать более уступчивой в отношениях с Россией.

- Я хочу процитировать одно высокопоставленное должностное лицо ЕС. Когда в советское время представители СССР хотели установить с ним контакты, он их очень вежливо отвергал, очень вежливо, давая понять: вы нам не кажетесь такими важными, как вам самим кажется.

Это типичное отношение проституток: как щелкнут пальцами, так нестись сломя голову. Россия, глядя на Балтию, ожидает именно такого отношения. Но сегодня страны Балтии нужны России больше, чем нам, странам Балтии, нужна Россия. В России царит большой кризис, и это последствия тоталитарного режима. Если ничего не изменится, в России станет только хуже, а не развитие пойдет вверх. России при режиме Путина не удалось модернизировать экономику, Газпром оказался в долгах, объемы его продукции уменьшились, потому что концерн занимается идеологическими делами, которые не соответствуют газовой компании. России отчаянно необходима модернизация, приток иностранного капитала.

Конечно, нам надо говорить с Россией и формировать хорошие отношения с Россией, но не на условиях России и не по первому свистку. Нельзя забывать, что большая политика России по-прежнему заключается в расколе Европейского союза, НАТО, в ослаблении стран-участниц, в разыгрывании их друг против друга, как мы это уже видели в странах Балтии. Так что, на отношения с Россией надо смотреть в долгосрочной перспективе, формировать взвешенную политику сотрудничества, а не поддаваться эмоциям и первым увертюрам о возможном сотрудничестве.  Россия уважает торг, жесткую позицию и жесткий язык.

Интересную статью опубликовал исследователь Фредо Кинг-Ариа, сравнив поведение России с поведением неуравновешенной персоны. Такие люди могут вести себя эмоционально, агрессивно, эгоцентрично, но в то же время они не уверены в себе. В общении с ними нужно соблюдать правила, в основе которых дружественное, но твердое отношение: мы будем сотрудничать с вами, но это не означает, что уступками будем реагировать на извержения вашего гнева, оскорбления, грубость; мы с вами не будем играть в эту игру. Если вы будете соблюдать общепринятые нормы поведения, то мы будем с вами сотрудничать, если нет – это ваш выбор... Это типичная ситуация, когда в школе в классе есть сильный, но невоспитанный мальчик. Учителя на уроках только и думают, как бы его не задеть, иначе атмосфера в классе станет еще хуже, он может начать драку - что скажут, родители учеников, министры образования и т.д. Вместо того чтобы шла нормальная учебная работа, жизнь в классе начинается и заканчивается вокруг этого невоспитанного мальчика, который с окружающими только и играет в свои игры.

- США примерно год назад перезагрузили отношения с Россией, о более тесном сотрудничестве с Россией говорят НАТО и ЕС. Так что, на страны Балтии есть давление: не мешайте этому курсу разговорами об интересах своих государств! Как добиться, чтобы интересы стран Балтии не исчезли?

- Балтии, в конце концов, лучше всего поможет поведение России, и наша задача открыть на это глаза западным партнерам. Потому что, в конце концов, Россия допустит какие-то ошибки или нелогичные и жестокие шаги...

- Тогда нужно спросить: какой же еще более жестокий и нелогичный шаг, чем вторжение в Грузию, можно представить?

- Правда, что ЕС и НАТО не отреагировали на это принципиально, и унизительно, что Россия не выполняет обязательства о том, что наблюдателям ЕС должно быть позволено наблюдать за ситуацией в обоих сепаратистских регионах. Это очень унизительно для самого ЕС.

Мой аргумент такой – сегодня Россия в поистине плохой ситуации, хотя традиционно в дипломатии она привыкла изображать себя победителем даже в самые плохие моменты. Это государство, которое живет за счет энергоресурсов, но не способно осуществить даже их поставку; государство, которое зависит от цен на энергию в мире. Это стало рискованной проблемой, и поэтому Россия немного изменила риторику в отношении стран Балтии, потому что ей нужна Европа.

Возьмем хотя бы печально известное дело Mistrаl. Впервые после развала советской системы Россия в настолько плохой ситуации, что неспособна самостоятельно произвести военные технологии – даже несмотря на военный шпионаж и кражу технологий. Это унизительно для России, и она старается добиться, чтобы Франция продала не только военный корабль, но и стратегическое оснащение к нему – самые современные военные технологии. Саркози вроде бы согласен продать, но без стратегического оснащения, а это опять же не удовлетворяет Россию. Неспособность самостоятельно разработать современные военные технологии – явный признак слабости России. Да, будем помнить, что прошлой осенью недалеко от границ стран Балтии Россия развернула военные маневры, и что укрепляются армейские подразделения, которые находятся недалеко от границ со странами Балтии. Мы должны осознавать, что это создает определенный риск, и об этом мы должны предупреждать союзников. Но за всем этим все же скрывается слабость. Мы должны пройти через этот рискованный период, когда Россия еще способна демонстрировать мускулы, а их легко демонстрировать перед странами Балтии. Однако мы должны действовать очень четко и определенно, чтобы уменьшить риски для безопасности.

Перевод: Лариса Дереча