- Недавно вы изъявили желание получить вид на жительство в Латвии. Почему именно в Латвии, а не в какой-либо другой стране Европы?
- Латвия сама призывала людей приезжать, получать виды на жительство, делать инвестиции и помогать поднимать латвийскую экономику. Разве это недостаточно хорошая причина? Вид на жительство для меня не самоцель. Это возможность расширить границы своей деятельности после ухода с должности мэра. Я стал более свободен, чтобы заниматься бизнесом, хозяйственными делами. В этой сфере у меня больше опыта, чем в политике, потому что до избрания мэром Москвы я 28 лет проработал на высоких должностях в отрасли химической промышленности.
Почему именно Латвия? Конечно, я могу просить вид на жительство и в других европейских странах, однако Латвия более выгодный вариант. Здесь фактически нет языкового барьера, мне понятен менталитет людей, экономике Латвии необходимы инвестиции. В Латвии реализовать различные проекты интереснее, чем в странах Центральной и Западной Европы.
- А теперь вы отказались от желания получить вид на жительство в Латвии?
- Конечно, нет. Разве вы не знаете, какой я по характеру?
- Как вы оцениваете решение властей Латвии включить вас в черный список, запретив вам въезд в Латвию?
- Я считаю, что это недоразумение, определяющим в котором является политический аспект. Между прочим, я до сих пор не получил это решение, которое подняло такую большую шумиху. Не уверен, что оно безупречно с юридической точки зрения.
Получив вид на жительство в Латвии, я бы занялся бизнес-проектами, которые так необходимы вашей стране. Поверьте мне – когда я принял решение строить в Елгаве автомобилесборочный завод, это было не основанное на эмоциях решение. Это было хозяйственное решение, я и убежден, что это пойдет на пользу и Латвии, и России.
- Министр внутренних дел Латвии Линда Мурниеце аргументировала свое решение точной зрения о том, что «Лужков – это человек, который не любит Латвию». Ранее вы очень критично высказывались о Латвии. Изменилось ли ваше мнение?
- Я никогда не говорил ничего плохого о Латвии. Да, я высказывался жестко, но это было о положении русскоязычных. Разве у меня нет права выразить свое мнение? Многим это не понравилось. Как мэр города я должен был выразить не только свое мнение, но и мнение общества.
- Может ли отказ в виде на жительство быть связан с решением правительства Латвии улучшить отношения с Россией и не провоцировать Кремль?
- Латвии пора отказаться от угодничества перед другими. Латвия – независимое государство. Если бы кто-то сказал, что учреждения власти Латвии приняли такое решение по рекомендации учреждений власти России, это бы был бы скандал.
- Есть ли у вас бизнес-интересы в Латвии и запланированы ли инвестиции в латвийскую экономику? В Елгаве при участии правительства Москвы создано автомобилесборочное предприятие AMO Plant, а теперь будущее проекта неясно.
- Вид на жительство означал бы для меня право свободно вести бизнес и без проблем посещать Латвию, чтобы изучать ситуацию, конъюнктуру рынка. Пока я был мэром города, Москва вложила в AMO Plant более 30 миллионов долларов. Построен перспективный завод, и моя задача уже в новой роли содействовать его развитию Я хочу спасти AMO Plant, потому что это красивый завод.
Перевод: Лариса Дереча