Находившийся два дня в Эстонии 70-летний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев – непоколебимый глава большого и относительно благополучного центрально-азиатского государства, одновременно это и экспонат открытого много лет назад музея самого себя.
Музей первого президента республики Казахстан расположен в столице - Астане - в огромном здании со светло-синим куполом. Открыт ежедневно, за исключением понедельника. Вход бесплатный.
Серебристый зал посвящен общественному признанию, которое заслужил президент Нурсултан Назарбаев. Государственные и прочие почетные знаки сверкают в стеклянных шкафах, на экране демонстрируются видеофильмы о церемониях их вручения.
Рядом экспозиция подаренных Назарбаеву драгоценных и достойных предметов – тонкая резьба, блестящие ювелирные изделия. Демонстрируется обзор юношеских лет Назарбаева, картины о времени его работы на металлургическом комбинате и свидетельство делегата 26 съезда КПСС.
Назарбаев до сего дня правит суверенно, являясь одновременно важной персоной в мемуарах активных политических деятелей 1990-х годов, уже покинувших большую арену. В воспоминаниях Маргарет Тетчер можно найти эпизод, когда она вскоре после августовского путча во время полета в Китай остановилась на дозаправку в Алма-Ате, во время которой провела многочасовую беседу с тамошним лидером.
«Назарбаев выглядел искусным тактиком в посредничестве между Горбачевым и Ельциным», - вспоминала Тэтчер.
Толчок, определивший подъем Назарбаева в руководящее кресло в Казахстане, произошел еще в конце 1986 года, когда в тогдашней столице Алма-Ате молодежь три дня протестовала против того, чтобы новым лидером республики стал присланный из Москвы русский.
Я тогда проходил срочную службу на Украине и прекрасно помню, как солдат рассаживали в клубе части и, исходя из событий в Казахстане, заставляли слушать политические лекции о вреде националистических тенденций.
Назарбаев был в то время молодым подающим надежды партийным функционером, возвысился до премьер-министра республики. Но при прежнем партийном руководителе Кунаеве был в немилости. Теперь же путь к вершине был открыт – после 1989 года у него больше не было сильных конкурентов.
Тогдашний посол США в Советском союзе Джек Мэтлок посвятил Назарбаеву немало страниц своих воспоминаний. Общеизвестен факт, что непосредственно перед августовским путчем в гостях у Назарбаева был президент России Борис Ельцин и что после некоторых сомнений Назарбаев стал одним из первых руководителей союзных республик, которые 20 августа отчетливо дистанцировались от путча.
Назарбаев умело балансировал между центральной властью и местными интересами – поскольку казахи были в его республике в меньшинстве, один из его главных интересов заключался в удержании целостности государства, стараясь при этом не делать излишних уступок Москве. В итоге это ему удалось великолепно. Этот опыт Назарбаев смог использовать в дальнейшем, уравновешивая интересы России в отношении своего государства с западными.
Скорее как позитивный деятель упоминается Назарбаев в книге воспоминаний еще одного государственного деятеля того времени: «Премьер-министре» Эдгара Сависаара (экс-премьер Эстонии, ныне мэр Таллина Эдгар Сависаар – Х.С.). Когда 6 сентября 1991 года в Москве проходило заседание Верхового совета СССР по вопросу признания независимости государств Балтии, согласно воспоминаниям Сависаара, Назарбаев поддержал упоминание в тексте постановления пакта Молотова-Риббентропа.
У Назарбаева, который ранее поддерживал сохранение Советского союза при предоставлении республикам больших прав, было хорошее политическое чутье. Оно сохранилось и по сей день. В то время, когда на юге и у центрально-азиатских соседей, например, в Киргизии, изгоняют правивших долгие времена вождей, нет никаких признаков того, что стул под «главой нации» шатается.
Перевод: Хейно Сарап