Завершилась «Новая волна», привлекшая в Латвию многих состоятельных россиян. Параллельно на вилле у совладельца Rietumu banka Леонида Эстеркина журнал Forbes собрал участников своего списка миллиардеров. Многим из них латвийский бизнес наверняка покажется мелковатым для вложений - ну, может, дачу здесь прикупят. Однако невооруженным глазом видно, что российские деньги активно текут в Латвию, пишет журнал Ir.
Сами россияне уклоняются от открытых разговоров на эту тему. Например, от комментариев отказался новый акционер Rīgas piena kombināts Андрей Бесхмельницкий. Совладелец финансовой корпорации «Открытие» Михаил Беляев тоже не пожелал давать интервью до сентября, пока банковский надзор не одобрит сделку по приобретению действующего в Латвии американского банка GE Money bank. Вместо инвесторов охотно высказываются местные эксперты. По их мнению, главная причина притока российского капитала в Латвию заключается в том, что российские бизнесмены у себя на родине не чувствуют себя как дома.
Резкую активизацию российского капитала в Латвии еще весной прошлого года прогнозировал руководитель финансовой компании Laika stars Вадим Ерошенко. Сейчас он утверждает, что в течение ближайших лет число таких случаев продолжит увеличиваться. «Россиян интересуют многие наши стратегические отрасли. На первое место я бы поставил транзит и логистику, затем – металлообработку и деревообработку. Думаю, что в течение ближайшего года будут и поглощения предприятий и совместные инвестиционные проекты, например, в Рижском порту», - говорит Ерошенко.
Аршином общим не измерить
Рижский свободный порт – это примерно 370 компаний, 20 тысяч рабочих мест и приблизительно 300 миллионов латов налоговых поступлений в государственный бюджет. А еще это - сфера особого интереса российских грузовладельцев. «Посмотрим на портовые предприятия: приблизительно 40% принадлежит Латвии, 60% - иностранцам. Треть всего портового имущества контролирует российский капитал, который частично зарегистрирован в Швейцарии, Нидерландах или в других странах», - поясняет Владимир Макаров, отвечающий за стратегическое планирование в Рижском свободном порту.
Трудно описать российские инвестиции в Латвии с помощью точной статистики. Одну из причин как раз упомянул Макаров. Не все российские инвестиции приходят в Латвию напрямую из России. Нередко россияне вкладывают средства через третьи страны или офшорные зоны. Поэтому официальная статистика, согласно которой к концу прошлого года объем накопленных российских инвестиций в основном капитале латвийских компаний составил только 134 млн. латов, далека от реальности. Эксперты утверждают, что статистика многого не замечает.
«Думаю, что российские инвестиции в течение последнего года – это десятки процентов от совокупных иностранных вложений, а в сегменте недвижимости – свыше половины», - полагает совладелец инвестиционного общества Prudentia Гиртс Рунгайнис. По его словам, Prudentia сейчас работает со многими средними и крупными российским инвесторами, которых интересует наша пищевая отрасль и энергетика.
Среди пятидесяти крупнейших латвийских предприятий участие российского капитала очевидно просматривается в Latvijas gāzē, Latvijas balzams, Latvijas krājbanka и LTB Banka.
Руководитель Латвийского агентства инвестиций и развития Андрис Озолс предупреждает, что страх латышей перед наплывом российского капитала часто совершенно необоснован. «Эта такая интуитивная предосторожность. Говорят, что не надо продавать Lattelecom россиянам, ведь тогда они смогут прослушивать наши разговоры. Это крайняя наивность», - говорит Озолс.
Латвийские банки притягивают россиян
Наверное, нет ни одной сферы бизнеса, столь сильно интересующей россиян, как банковская сфера Латвии. В этом году они открыли в Латвии один новый банк, два – купили, а, кроме того, активно интересуются возможностью приобрести банк Citadele.
В мае стало известно, что российский миллиардер Андрей Молчанов приобрел банк Latvijas Biznesa banka у столкнувшегося с трудностями «Банка Москвы». По неофициальной информации, сумма сделки составила 10 млн. долларов, однако, фактически, покупатель приобрел только лицензию.
В июне Комиссия рынков финансов и капитала выдала лицензию новому Rigensis Bank, учредитель которого Игорь Цыплаков входит список пятисот российских миллионеров, его личное состояние оценивается в четверть миллиарда долларов. Банк планирует начать работу в 2012 году, и намеревается обслуживать корпоративных клиентов.
Работающий в Латвии американский банк GE Money bank в июне был продан российской Финансовой корпорации «Открытие», по неофициальной информации, за 25 млн. долларов. Банк сейчас среди 30 латвийских банков, занимает 15-е место по объему активов, но новый владелец собирается в течение 2-3 лет вывести его в первую пятерку.
«Это возможно, если новые акционеры начнут обслуживать в Латвии крупные российские предприятия, которые уже работают в Европе и хранят свои деньги в других европейских банках», - комментирует член совета Rietumu banka, россиянин Александр Гафин.
По его мнению, российские банкиры, которые приходят в Латвию, в первую очередь постараются привлечь клиентов и партнеров из России. Гафин не верит в массовое привлечение латвийских клиентов. «Банковский бизнес в Латвии давно контролируют европейцы, с ними очень трудно конкурировать, поэтому очевидно, что в поисках клиентов «Открытие» будет смотреть на восток», - уверен Гафин.
Неофициально большинство представителей банковского бизнеса признают, что если состоится аукцион по продаже банка Citadele, то его, скорее всего, купят россияне. Интерес к приобретению банка очень велик. «Многие российские бизнесмены хотят диверсифицировать бизнес, поскольку в России велики экономические и политические риски. В Латвии банки – это полноценные европейские банки, законодательство прозрачное, налоги понятные. В конце концов, персонал говорит на многих языках, в том числе и на русском, и понимает российскую ситуацию. В Люксембурге или Швейцарии очень сложно кому-то объяснить нюансы российского таможенного или налогового законодательства. Другой момент – в Латвии легко перекредитоваться у европейских коллег, которые лучше понимают латвийские банки, нежели российские», - пояснил Гафин интерес россиян к латвийской банковской сфере.
Рига – это Лондон для бедных российских миллионеров
Другая сфера повышенной активности российских инвесторов – недвижимость. В последнее время, по слухам, покупатели из России, не моргнув глазом, скупают дома в провинции за 50 000 латов, лишь бы обрести возможность претендовать на получение вида на жительство. Однако в Управлении по делам гражданства и миграции (УДГМ) этот факт не подтверждают. Иностранцы, претендующие на получение временного вида на жительство, большую часть недвижимости покупают в Юрмале и в Риге. Интерес к недвижимости заметно вырос с начала года. В начале года разрешение на жительство ежемесячно просили 40-50 инвесторов ежемесячно, в июне их было 91, в июле – 74.
С момента запуска программы по выдаче видов на жительство в обмен на инвестиции в Латвию было вложено 78 млн. латов, из них – 58 млн. латов – в сектор недвижимости.
«Инвестиции в недвижимость будут увеличиваться в арифметической прогрессии, на 10-15% в месяц», -прогнозирует Михаил Паринов, партнер юридического бюро Padva un partneri Baltija.
Кто эти люди, которые так активно готовы покупать «билет в Шенгенскую зону»? Конечно, есть среди них и олигархи. Даже экс-мэр Москвы Юрий Лужков пытался воспользоваться преимуществами латвийской программы. Однако, скорее всего, много правды есть в шутке журнала Forbes о том, что «Рига – это Лондон для бедных российских миллионеров». Если в Лондон перебираются самые состоятельные российские бизнесмены, то в Латвию активнее всего стремятся средние и малые предприниматели. Пресс-секретарь УДГМ Андрей Рябцев рассказывает: «Это состоятельные покупатели. У них нет никаких проблем с денежным содержанием себя и своей семьи. Мы это видим, поскольку получаем выписки с банковских счетов. Речь совсем не том, что люди за последние 100 000 покупают жилье. Но не всегда это миллионеры». Недвижимость приобретают, чтобы приезжать в Латвию на отдых, а также для получения возможности свободного перемещения в странах Шенгенской зоны, а не за тем, чтобы переехать в Латвию окончательно.
Бывший президент Parex Asset Management и экс-вицепрезидент Citadele Роберт Идельсон, руководитель банка M2M Private Bank, принадлежащего российско-британской холдинговой группе, замечает, что повышенная активность российского капитала в Латвии стала особенно заметной на фоне снижения интереса западных инвесторов: «В России сейчас очень много свободных денег. Никто другой, кроме россиян, не готов что-то покупать в Латвии».