Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Право на историю

© REUTERS/Ints Kalninsэстония
эстония
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гром святой, подумал я, когда услышал новость о решении Министерства культуры удалить из музея истории Эстонии все связанное с нацистским преступником Альфредом Розенбергом – неужели мы и в самом деле движемся в сторону Белоруссии или Северной Кореи. Я был и в самом деле очень раздражен.

Гром святой, подумал я, когда услышал новость о решении Министерства культуры удалить из музея истории Эстонии все связанное с нацистским преступником Альфредом Розенбергом – неужели мы и в самом деле движемся в сторону Белоруссии или Северной Кореи. Я был и в самом деле очень раздражен.

По прочтении в тот же день мнения Давида Всевиова (эстонский историк – прим.перев.) мое раздражение понемногу улетучилось. Всевиову не понравилось снятие Розенберга по приказу, хотя установку экспозиции о нем он тоже не поддержал. Здравый смысл из этого государства еще не исчез. 

Я изложу здесь последовательно несколько строк, чтобы меня нельзя было бы обвинить в злонамеренной интерпретации фактов, односторонности и Бог знает, в чем еще. Из документов Wikileaks видно, что нынешний министр культуры Рейн Ланг в 2007 году, после своего скандального празднования 50-летия со дня рождения с показом спектакля «Адольф», попросил помощи у главного раввина Эстонии Шмуэля Кота. Тот отказался. Ланг сам отрицает происшедшее. Сейчас, четыре года спустя, руководимое Лангом министерство убирает с исторической выставки Розенберга… Все это сопровождается обвинениями со стороны Министерства иностранных дел России в разжигании неонацизма.

Шли якобы споры о различном толковании истории. Все же кажется, что в случае с Эстонией зачастую речь вообще велась о праве Эстонии на свою историю. Почему это, если часть выставки Боннского музея новейшей истории рассказывает и о двух миллионах немецких женщин, изнасилованных в 1945 году красноармейцами? Почему в Берлине можно было увидеть макет того Берлина, который создал когда-то для фюрера Альберт Шпеер? Почему, например, в книжных магазинах Англии свободно можно купить «Майн Кампф»? Перенесите теперь эти явления в Эстонию и подумайте, возможны ли здесь эти вещи.

Не говоря уже о советской оккупации. Это тема, которую поднимают как западные политики, так и историки. Но для нас разговоры о ней превращаются в фальсификацию истории или раздражение кого-то. Вопрос и заключается в том, будет ли у нас вскоре вообще право говорить о своей истории.

Я понимаю раздражение еврейской община Эстонии на Розенберга. Понимаю их боль в отношении людей, погибших во время Холокоста и необходимость увековечить их память. Но разве не должно стать информирование общественности Эстонии о Холокосте совместной задачей еврейских объединений и Министерства культуры? Министерство культуры и еврейские объединения, по вашему мнению, сейчас, после удаления с выставки Розенберга, эстонцы более осознанно относятся к Холокосту?

Напомню: когда принца Гарри уличили в ношении нацистской символики, его отец, принц Уэльский Чарльз пообещал отвезти его в Освенцим и показать, что такими вещами не шутят. Проще было бы сорвать свастику и вообще запретить впредь ее ношение и упоминание о ней.

Беда Эстонии заключается в том, что в здешних книжных магазинах можно встретить различные теории заговоров о Холокосте, но о самом Холокосте на деле на эстонском языке хороших книг нет. Не задумывались ли Министерство культуры и еврейские объединения о поддержке написания и перевода книг, рассказывающих о Холокосте? Во всяком случае, среди проектов, поддержанных фондом «Капитал культуры», я такого не встречал…

Кстати, министр обороны Март Лаар летом ежедневно писал в Facebook что-нибудь о шедшей 70 лет назад Летней войне. А вдруг и Лаар, наподобие музея истории, разжигает неонацизм? Не убрать ли и его послания? Кроме того, в книжных магазинах Эстонии есть в продаже книга об Альфреде Розенберге. Запретить?

И если так пойдет дальше, мы вернемся туда, откуда вышли – в советские времена, когда в музее, школе, на работе, в университете была одна история, а дома другая. В истории есть как хорошее, так и плохое, и связь Альфреда Розенберга с Эстонией, несомненно, относится к последнему. Но это исторический факт, замалчивать который бессмысленно. Я все-таки хотел бы жить в свободном обществе.

Перевод: Хейно Сарап