Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Этнолингвистический национализм – ты либо литовец, либо нет

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Французский и английский национализм принадлежность к той или иной нации определяет через гражданство, зато этническое происхождение не имеет значения, главное, какой вклад человек в общий гражданский проект. Между тем, немецкий, польский и литовский национализм подчеркивает этнолингвистический аспект - либо ты являешься литовцем, либо нет.

Французский и английский национализм принадлежность к той или иной нации определяет через гражданство, зато этническое происхождение не имеет значения, главное, какой вклад человек в общий гражданский проект. Между тем, немецкий, польский и литовский национализм подчеркивает этнолингвистический аспект - либо ты являешься литовцем, либо нет.

Эти типы национализма различает философ с левыми взглядами, директор неправительственной организации «Демос», профессор Андрюс Бельскис, который в субботу принял участие в конференции «Национализм, глобализация и будущее левых».

«Страны Восточной и Центральной Европы - Польша, Чехия, Венгрия, Литва, Латвия и другие - страдают от немецкого этнолингвистического национализма, сформировавшегося в эпоху романтизма, который акцентирует не столько рациональную гражданскую принадлежность обществу, когда человек высказывается в пользу определенных идей, которые может сформулировать и с которыми вполне может идентифицировать себя, сколько иррациональное принадлежащие к нации – ты либо литовец или поляк, либо нет. Такой национализм гораздо более опасен», - сказал А.Бельскис.

Два национализма – два мышления


По словам философа, национализм в настоящее время набирает силу, поэтому левые должны реагировать на его укрепление. «Национализм – это набирающая обороты сила, он явно растет и становится все более агрессивным, поэтому мы должны каким-то образом реагировать на это», - заявил А. Бельскис.

По словам ученого, французский и английский национализм принадлежность к той или иной нации определяет через гражданство, и этническое происхождение не имеет значения, главное, какой человек вносит вклад в общий гражданский проект. Между тем, немецкий, польский и литовский национализм подчеркивает этнолингвистический аспект.

«Национализм или патриотизм времен Французской революция подчеркивает гражданственность. Даже революционный лозунг «Свобода, Равенство, Братство!» акцентирует братство», - сказал философ.

В то время как второй тип националистического мышления, по словам А.Бельскиса, выделяет происхождение человека, язык и в некотором смысле романтическую самоидентификацию со своим народом. Этот тип национализма характеризуется тем, что выделяет людей, если они не являются членами нации в этнолингвистическом смысле. Он появился много позже, то есть в девятнадцатом веке, и стал реакцией на французскую экспансию Наполеона Бонапарта на германских земли. Этот вид национализма, как утверждает ученый, характерен для всей Восточной Европы.

По его словам, для всей Восточной и Центральной Европы характерно народ воспринимать как этнолингвистическое сообщество.

«Согласно этому мышлению, польскому народу вы принадлежите только тогда, если родились поляком и говорите по-польски, литовскому народу - если вы родились в Литве и говорите по-литовски. У любящего Литву и говорящего по-литовски чернокожего стать частью литовского народа практически нет никаких шансов», - подытоживает Бельскис.

«Национализм нужно критиковать, но это позитивное явление настолько, насколько позволяет освободиться от угнетения. Мы видим, что в конце ХХ века национализм типа «Саюдиса» в Литве был прогрессивной силой, мобилизовал общество и помог ему освободиться из-под гнета «, - заключил Бельскис.