10 октября три политические партии Латвии сформировали коалиционное правительство, сделав это спустя три с лишним недели после внеочередных парламентских выборов. Что характерно, коалиция не включила в свой состав пророссийский «Центр согласия», который получил на выборах большинство голосов. А это создает для нового правительства целый ряд проблем, включая трудности в отношениях с крупным русским меньшинством Латвии и с Россией. Кроме того, незначительное большинство коалиции в парламенте способно усложнить принятие решения по финансовой политике.
--------------
Новое коалиционное правительство Латвии было приведено к присяге 17 октября, ровно через месяц после проведения досрочных парламентских выборов в стране. Самым примечательным моментом в коалиции является отсутствие там партии «Центр согласия», которая получила большинство голосов на выборах, но не была включена в коалиционное правительство, сформированное Партией реформ, блоком «Единство» и Национальным альянсом. Учитывая то, что «Центр согласия» это та партия, которой отдает предпочтение многочисленное русское население Латвии, новому правительству грозят определенные трудности, среди которых межэтническая напряженность и отношения с Россией, а также существующие в стране экономические проблемы.
Формированию коалиции в Риге предшествовали выборы, причиной которых стал референдум, инициированный бывшим латвийским президентом Валдисом Затлерсом. Проросийский «Центр согласия» получил на выборах более 30 процентов голосов, став обладателем 31 мандата в 100-местном парламенте. Однако эта партия, возглавляемая рижским мэром Нилом Ушаковым, не смогла заручиться поддержкой других политических сил, что необходимо для формирования коалиции большинства в парламенте.
Вместо этого коалицию создали партия «Единство» (во главе с премьер-министром Латвии Валдисом Домбровскисом), Партия реформ (возглавляемая Валдисом Затлерсом) и националистический Национальный альянс. У всех этих партий похожая политика мер жесткой экономии и бюджетных реформ, чем они отличаются от более популистской экономической платформы «Центра согласия». Схожесть партий не ограничивается экономической политикой. Они также едины в своем неприязненном отношении к «Центру согласия», к этническому русскому населению Латвии и к самой России.
А это первая главная проблема, которую предстоит решать новому латвийскому правительству: как относиться к «Центру согласия» и к русскому населению Латвии. Напряженность существует уже давно, и причины ее коренятся в русском меньшинстве Латвии, составляющем около 30% населения страны. Но исключение «Центра согласия» из коалиционного правительства снова породило у русского населения ощущение отчужденности и политической бесправности. Признаком этого стал митинг с участием примерно 2000 человек, который 17 октября собрали возле здания парламента сторонники «Центра согласия», протестующие против исключения своей партии из состава правящей коалиции. Кроме того, 13 октября Центральная избирательная комиссия объявила о проведении с 1 по 30 ноября сбора подписей за придание русскому языку статуса второго государственного языка в Латвии, что вызвало серьезные споры и разногласия в стране. «Центр согласия», скорее всего, попытается воспользоваться этими и другими этническими проблемами. По словам источников STRATFOR в Прибалтике, такие действия могут заставить некоторых членов партии перейти на более радикальные и экстремистские позиции в вопросах межнациональных отношений.
Читать еще: Русофобия уже не проходит
Другая важная проблема для правительства это отношения с Россией. Изо всех прибалтийских стран у Латвии самые конструктивные отношения с Москвой, в рамках которых происходит развитие сотрудничества. Как отмечает STRATFOR, такая ситуация сохранится вне зависимости от того, войдет или нет «Центр согласия» в правящую коалицию. Потепление в отношениях с Россией, которое более всего заметно в сфере бизнеса и в экономическом сотрудничестве, началось при предыдущем правительстве, чья правящая коалиция также отказалась включить в свой состав «Центр согласия».
Однако Россия очень пристально наблюдает за ситуацией в Латвии, занимаясь восстановлением своих геополитических позиций на постсоветской периферии. Любые действия, которые Москва может посчитать провокационными – например, перенос бронзовой статуи солдата в Эстонии в 2007 году, вызвавший протесты и беспорядки среди русской части населения – способны подтолкнуть Россию к ответным мерам. Более того, все это происходит в период, когда российский премьер-министр Владимир Путин объявил о своем намерении вернуться на пост президента, что может сопровождаться более напористыми действиями со стороны Кремля, особенно во внешней политике. Но Россия в отношениях с прибалтийским регионом действует весьма осторожно, зная, что для наращивания влияния в Прибалтике нужна комплексная и тонкая стратегия. Поэтому Москва будет очень внимательно и с оглядкой действовать в отношении Латвии, понимая, что это для нее наилучшая возможность создать плацдарм в Прибалтике или, по крайней мере, не допустить антироссийского сотрудничества в регионе в целом.
И наконец, последняя важная проблема это относительно слабый мандат полномочий новой коалиции. Ее незначительное большинство (56 из 100 мест) сократилось до 50 мест, когда шесть депутатов из Партии реформ Затлерса объявили 16 октября о выходе из состава коалиции. Поэтому парламентской коалиции будет сложно принимать трудные решения, причем не только по вопросам социальной и внешней политики, но и в сфере экономики.
Европа сталкивается с серьезным экономическим и финансовым давлением, и у Риги также нет от него иммунитета. Латвия в ходе предыдущего финансового кризиса пострадала особенно сильно, когда там произошло сокращение экономической активности, измеряемое двузначными цифрами, а также резко выросла безработица. Население довольно хорошо восприняло меры жесткой экономии после кризиса, однако из-за слабого оживления экономики и возможного начала новой рецессии в Европе правительство может столкнуться с мощным давлением. Как показала Словакия, правительство, у которого мало мест, и они распределены между несколькими партиями, легко можно отправить в отставку из-за финансовых проблем. И хотя Латвия не входит в еврозону, как Словакия, в обеих странах есть сильная оппозиция, хорошо представленная в парламенте. В Словакии это в итоге привело к смене правительства.
Таким образом, новому правительству Латвии придется внимательно лавировать в вопросах внутренней и внешней политики. «Центр согласия» не пустили в состав правящей коалиции, и это усилит давление на ее устойчивость, а также может иметь серьезные последствия для Латвии в условиях грозящего ей финансового кризиса.