Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Литовско-польская ссора вынуждает Эстонию проявлять осторожность

© http://edwardlucas.com/заместитель редактора The Economist Эдвард Лукас
заместитель редактора The Economist Эдвард Лукас
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разговоры Польши о переводе базы истребителей НАТО, охраняющих воздушное пространство стран Балтии, из литовского Шауляя и эстонский Эмари являются в нынешнем виде очередным уродливым свидетельством ссоры между Литвой и Польшей.

Разговоры Польши о переводе базы истребителей НАТО, охраняющих воздушное пространство стран Балтии, из литовского Шауляя и эстонский Эмари являются в нынешнем виде очередным уродливым свидетельством ссоры между Литвой и Польшей.

Президент Литвы Даля Грибаускайте не приняла в начале прошлой недели участие во встрече глав Эстонии, Латвии и Польши в Варшаве, на которой обсуждались вопросы, связанные с саммитом НАТО. Причиной тому – все набирающие обороты длящейся уже несколько лет ссоры из-за отношения Литвы к местным полякам. Каковы аргументы каждой из сторон в конкретном споре, сложный вопрос, но вывод его на такой уровень затрагивает уже и интересы Эстонии.

Отказавшись от поездки в Варшаву, президент Грибаускайте вывела предмет спора на новый, более высокий уровень. Она оставила неиспользованной     возможность показать, что сотрудничество в столь важных областях, как союзнические отношения НАТО действуют, несмотря на прочие разногласия. Оставшись в одиночестве, она оставила неиспользованной возможность сгладить отношения хотя бы между президентами, в то время как межправительственные отношения хромают: министр иностранных дел Польши Радек Сикорский пообещал, что ноги его в Вильнюсе не будет до тех пор, пока ситуация с польским меньшинством в Литве не улучшится.

В ссоре наших ближайших соседей – Польши и Литвы, Эстония ничего не выиграет, но зато мы проиграем по важнейшим возможностям стратегического выбора. Вопрос ведь не только в военном сотрудничестве, хотя никто и не стремится уменьшить его значение. Для нас литовско-польская граница является одной из ключевых в области энергетической безопасности. Когда мы, например, говорим об обеспечении энергоснабжения в Эстонии, то в широком плане его фоном является, образно говоря, окольцовывание энерго-соединениями государств Балтийского моря.

Или подумаем, например, о плане железной дороги  Rail Baltica – все сухопутные соединения Эстонии зависят от этой вышеназванной границы. Эти соединения имеют как узко-экономическое значение, так и более широкое стратегическое значение.

Эдвард Лукас на сайте журнала The Economist пишет, что это искушение считать, мол,  ссора между Литвой и Польшей подстроена смышлеными кремлевскими манипуляторами, чтобы расколоть НАТО и посеять недоверие в одном из самых ранимых уголков Европы.

Вводя в междусобойном споре о меньшинствах в игру стратегически важные интересы и карты других партнеров, спорщики перешли грань разумного и нужно указать на подобное неподобающее поведение.

Эстония не может встать ни одну из сторон в польско-литовском споре. Вопрос в том, решится ли этот спор в ближайшем будущем (например, заменой персон) или мы должны будем и в самом деле примириться с тем, что стратегические проекты сотрудничества, в которых участвуют как Литва, так и Польша, останутся тлеть, а Эстонии придется заниматься поиском альтернатив.

Перевод: Хейно Сарап