Поэт Томас Венцлова утверждает, что литовский и польский национализм – это братья-близнецы, и отмечает, что страны должны добиваться более взвешенной исторической политики.
В интервью польскому ежедневнику Gazeta Wyborcza поэт отметил, что глупостей в двусторонних отношениях наделали и Литва, и Польша.
«Однако речь не о том, кому что позволено или кто, какие глупости мог себе позволить. В нашем конфликте уступить должны обе стороны. Та, которая первой уступит, не потеряет достоинство, а просто будет умнее. Обе стороны должны больше заботиться о взвешенной исторической политике», - сказал Венцлова.
По его словам, в Литве третье и четвертое десятилетие ХХ века считаются оккупацией Вильнюсского края Польшей, между тем некоторые поляки думают о литовской оккупации.
«Это не является официальным мнением Польши, однако где-то в подсознании сидит мысль, что Вильнюсский край не является частью Литвы. И отсюда вытекает понятное отношение литовцев, считающих, что Вильнюсский край – это больше Литва, чем другие регионы», - сказал Венцлова.
По его мнению, Вильнюс для литовцев так же важен, как для евреев Иерусалим.
«В Польше можно услышать о том, что в 1920 году, когда Вильнюс занял генерал Желиговский, у литовцев не было никаких прав на город, поскольку тогда их в городе по литовским данным было 14%, а по польским - 2%. В Иерусалиме в течение столетий практически не было евреев, однако это важный для них город», - сказал он.
«Вильнюс такой же символический город для литовцев. Всегда он был столицей Литвы, даже тогда, когда не было Литовского государства. С такой чувствительностью надо считаться», - сказал поэт.
Он отметил, что необходимо найти другие термины вместо польской или литовской оккупации Вильнюсского края.
«Не знаю, как это должно звучать, и какими юридическими последствиями можно воспользоваться, однако что-то надо делать, быть может это послужит изменением менталитета», - сказал Венцлова.
На вопрос, являются ли литовский и польский национализм близнецами, он ответил: «Однозначно».
Комментарии читателей:
elbing: товарисч поэт Томас Венцлова, может вы и поэт, но... Вильно еще в начаде 19 века уже считали польским городом. Дальше - больше. Уже году этак в 1916 немецкие оккупационные власти ( а они были беспристрастными) насчитали всего лишь процента 3-4 летувисов, а остальные славяне и евреи. А поход Желиговского все окончательно расставил по местам
Привет, деревенщина: Что, поляки и литовцы меряются «вековой болью»? Бог в помощь! Только следует знать, что то общество, которое живет исключительно «исторической памятью» обречено. Учат вас, учат, а все бестолку. И Северный поток, и Усть-Луга - все мимо. Да! Вы еще поумерьте ваш пыл в «дележе» территорий и оскорблениях в адрес России. В мире все решают только малое число держав, в число которых ни Польша, ни Литва попросту не входят.
Литва: Самое главное, что название Литва, Восточная Пруссия или Польша не имеет значения. Это один народ! Возможно была бы и Россия, да вот только с благой целью исключит из круга, отмежеваться от преступлений большевиков приходится принимать форму такого сообщества, где само слово, упоминание о России было бы исключено. И это правильно. У вас своя дорога и до конца века вам быть рабами того самого общества, той самой системы к которой вы тянетесь, сами того не понимая, что это ваша погибель и нам на благо.