Выборы президента Белоруссии, которые пройдут 19 декабря, станут, судя по всему, общеевропейскими смотринами. Они окружены вниманием и даже обидой со стороны России, на них пристально - до рези в глазах - наблюдают и в руководстве Европейского союза, и в США, их итоги небезразличны и в Балтии, раз мы поддерживаем добрососедские отношения с этим не совсем стерильным «аппендиксом» сложившейся в Европе политической системы.
Откровенно говоря, сегодня режим Александра Лукашенко никому в мире, кроме него самого, абсолютно не нужен. Так сказать, лишняя деталь в организме европейского устройства. Да, нарывает, периодически побаливает, напоминает о себе, но операции в ближайшее время не предвидится. Одним словом, типичная хроническая болезнь. И что хуже всего - политическая.
Наметившееся противостояние между Москвой и Минском - если еще конкретнее, между двумя президентами - Медведевым и Лукашенко - породили у Европейского союза некоторые иллюзии относительно того, что данную ситуацию можно использовать в своих целях. Александр Лукашенко долгое время искренне считал, что сам факт его союза с Россией подразумевает и особое отношение большого «соседа» как к стране, так и к человеку, который ее возглавляет.
В частности, он был уверен, что в силу этих обстоятельств Белоруссия вправе рассчитывать на особые льготы цены на нефть, на газ, а также на получение беспроцентных кредитов. А вот с этим как раз и не заладилось. В итоге стороны обменялись весьма критичными репликами в адрес друг друга. А Госдума России даже приняла заявление о ситуации в российско-белорусских отношениях...
За наметившимися противоречиями в российско-белорусских отношениях в ЕС следили и следят с большим интересом. В Латвии и Литве, например, уже в силу того, что именно через эту соседнюю страну проходит транзит российских энергоресурсов. В других странах ЕС интерес подогревался еще и тем, что Лукашенко - в пику Москве - не раз заявлял о своей готовности сменить свои политические симпатии и пойти на сближение с остальной Европой даже в ущерб энергетической безопасности страны. А что касается недопоставок российской нефти, то компенсировать ее дефицит президент собирался из Венесуэлы, от своего друга Уго Чавеса. И нефть действительно пошла, но у Лукашенко возникли проблемы с ее доставкой. Он попробовал задействовать для решения этого вопроса порты Украины, Литвы и Эстонии. Но на регулярной основе запустить этот мост Минску до сих пор не под силу.
ЕС не так давно попробовал активно привлечь Минск к участию в программе «Восточное партнерство». Была даже надежда на то, что именно с помощью этой программы Белоруссию удастся приобщить к цивилизованной системе европейской демократии. Причем предусматривалась даже реформа органов государственной власти, законодательной и нормативной базы. В ближайшие годы именно на эти цели Белоруссия должна была получить около 80 миллионов евро.
Однако ничего путного из этой затеи так и не получилось. В итоге глава Европарламента Ежи Бузек был вынужден с горечью констатировать, что программа была сорвана именно по вине белорусского лидера. По мнению европейских обозревателей, это выглядело как гром среди ясного неба: суровые обвинения в адрес страны, которую в ЕС готовы были признать именно для того, чтобы оценить силу и надежность западных рубежей России. Но теперь, судя по информации из Брюсселя, ситуация изменилась.
В октябре Европарламент собирается на специальной сессии рассмотреть ситуацию в Белоруссии. И голландский депутат Йоханнес ван Баален, который и готовит этот вопрос, уже обозначил в одном из интервью свое отношение к ситуации в этой стране. С одной стороны, можно допустить, что депутат Европарламента сгустил краски, однако из песни слов не выкинешь: в этом интервью впечатлительный голландец назвал режим Александра Лукашенко «последней диктатурой Европы».
После таких заключений становится ясно, что на серьезный прорыв на западном фронте Лукашенко рассчитывать не приходится, а сам Европейский союз склонен, судя по появившимся комментариям, делать ставку на мягкую замену белорусского лидера. В том, что это возможно сделать достаточно быстро, у европейских политиков пока особых иллюзий нет, но и окончательно прерывать сдержанный диалог с президентом Белоруссии они тоже не готовы.
Что в таком случае могут и готовы предложить страны ЕС в плане долгосрочной перспективы в отношениях с Минском? Вариант, собственно, один: терпеливо ждать, пока «батька» окончательно не растеряет доверие своих сограждан, а тем временем готовить ему правдоподобную альтернативу. Хотя пока эта тактика видимых успехов не приносит. Неправительственные организации готовы и дальше оказывать разнообразную - методическую и финансовую - помощь лукашенковской оппозиции, но в условиях тоталитарного режима она не очень-то эффективна.
Формирование нового ядра политической элиты, по оценке многих аналитиков, в нынешней ситуации кажется маловероятным. В тех жестких рамках, в которых существует уже долгие годы белорусская оппозиция, рассчитывать на появление новых имен, харизматичных лидеров было бы достаточно наивным. О них, даже если они и появятся, попросту никто не узнает: СМИ под надежным колпаком администрации президента.
Еще одна проблема - удивительная разобщенность самой оппозиции. Буквально каждые очередные выборы президента сопровождаются в стране разговорами о том, что не худо было бы выдвинуть единого кандидата. И каждый раз лидеры оппозиции не могут договориться между собой, а в итоге дробят и без того немногочисленные голоса своего электората.
В этих условиях у Европейского союза остается одна надежда: рассчитывать на то, что нынешний белорусский режим может сам пойти на замену своего лидера. А операция «преемник» очень хорошо известна на постсоветском пространстве, особенно в тех странах, у которых существуют проблемы с демократическим обустройством общества. Такая трансформация вполне возможна и в Минске, и на эту операцию Лукашенко может пойти, уступив власть той команде, которой он доверяет на сто процентов и которая сможет гарантировать его последующую конституционную неприкосновенность.
Западные СМИ в качестве подобных фигур называют в первую очередь сына президента Виктора Лукашенко - его помощника по вопросам национальной безопасности. Среди прочих упоминаются Владимир Макей, глава администрации, и Наталья Петкевич, первый заместитель этой президентской структуры. Все они готовы будут пойти на некоторые послабления в жесткой властной структуре в стране, на некий косметический ремонт того, что насоздавал в ней «батька». Но все это только в четко ограниченных рамках, которые не будут угрожать их личной власти и положению в обществе. Пойти на эти перемены в элите белорусские власти могут лишь в том случае, если экономическое положение в стране станет, по большому счету, угрожающим. Хотя с учетом нынешних взаимоотношений с Россией, по мнению экспертов, угрозы экономической стабильности Белоруссии могут стать делом уже ближайшего будущего.
А пока, судя по всему, в Минске считают, что до критической черты еще очень далеко, и подготовка к выборам 19 декабря идет полным ходом. Центральная избирательная комиссия уже одобрила семнадцать кандидатур, претендующих на то, чтобы возглавить уже этой зимой страну. Среди этих семнадцати последним по списку - Александр Лукашенко. Его не может не радовать факт такой многочисленности: это означает, что он в очередной раз будет действовать против разобщенных сил. И его удар сжатым кулаком, да еще в условиях применения административного ресурса, будет намного более эффективным, чем удар оппозиции растопыренной пятерней.
Выборы президента Белоруссии пройдут в удобное для Лукашенко время - до конца года. А это значит, что до того момента, когда между Москвой и Минском начнется новый этап мучительных переговоров о ценах на российские энергоносители. На то, что Россия на этот раз пойдет на уступки, может надеяться только безудержный оптимист. Лукашенко уже слишком много лишнего наговорил в адрес своего соседа и стратегического партнера, чтобы рассчитывать на снисхождение с его стороны.
В последний раз «батька» поразил Кремль тем, что после атаки неизвестных белорусских экстремистов, бросивших бутылку с зажигательной смесью на территорию российского посольства, заявил, что это была провокационная акция самих российских спецслужб. Это был уже откровенный перебор. Теперь рассчитывать на снисхождение Москвы Лукашенко вряд ли стоит: за газ и прочие энергоносители придется платить по полной программе.
Как ни странно, но интересы Москвы и Европейского союза в отношении Белоруссии на ближайшее время могут во многом совпасть. В том, что Лукашенко на выборах в этом декабре победит, ни у кого практически сомнений нет. Поступающие из страны сведения говорят о том, что к выборам Лукашенко готовится по привычному для своих кампаний сценарию: возникают трудности у оппозиционных СМИ, а также у оппозиционных движений и их функционеров. Все как всегда - а значит, «рулят» к очередной победе. Впрочем, а что может случиться после этой пирровой победы уже в 2011 году? Экономические трудности могут привести к внезапному «ухудшению здоровья» нового старого президента, и в ход пойдет операция «преемник». Все это может вполне устроить как Европейский союз, так и Россию. В их представлении время непредсказуемого Лукашенко уже давно вышло. Впрочем, как и когда это может случиться и случится ли вообще, покажет уже самое недалекое будущее.