Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Из-за политических репрессий Белоруссия рискует оттолкнуть от себя и Россию, и ЕС

Белорусская милиция арестовала в воскресенье более 600 активистов, протестовавших против выборов, в результате которых президент Александр Лукашенко остался у власти на четвертый срок. Он заявил в понедельник своим оппонентам: «Вы не с тем связались».

© коллаж ИноСМИРоссия белоруссия
Россия белоруссия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже, Александр Лукашенко обеспечил себе уверенную, хотя и вызывающую массу подозрений победу на воскресных выборах, которые дали ему 80 процентов голосов и позволили на четвертый срок остаться высшим руководителем Белоруссии. Но всего за один вечер милицейского насилия и массовых арестов оппозиции Лукашенко дискредитировал всю свою долгосрочную стратегию выживания, в рамках которой он повернулся в сторону Евросоюза, увидев в этом возможность ослабить свою зависимость от традиционного спонсора Белоруссии России.

Москва – Похоже, Александр  Лукашенко обеспечил себе уверенную, хотя и вызывающую массу подозрений победу на воскресных выборах, которые дали ему 80 процентов голосов и позволили на четвертый срок остаться высшим руководителем Белоруссии.

Но всего за один вечер милицейского насилия и массовых арестов оппозиции, когда ее активисты выли на улицы в знак протеста против фальсификации выборов, Лукашенко дискредитировал всю свою долгосрочную стратегию выживания, в рамках которой он повернулся в сторону Евросоюза, увидев в этом возможность ослабить свою зависимость от традиционного спонсора Белоруссии России.

Но вновь вернуться в объятия Москвы, что он пообещал сделать в понедельник на пресс-конференции, ему будет тоже нелегко. Среди прочего, русские неодобрительно качают головами, читая дипломатические телеграммы США, выложенные на сайте WikiLeaks. Они показывают, что Лукашенко часто с пренебрежением и весьма критически отзывался о Кремле и подрывал ключевые установки российской политики во время частных встреч с представителями Запада.

«Конечно, нам придется иметь с ним дело, - говорит заместитель директора финансируемого из Кремля московского Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Но больше ему не будет никаких подарков, только что-то в обмен на что-то. И теперь все надо будет фиксировать в письменном виде, потому что Лукашенко имеет обыкновение выдавать секреты и разглашать те вопросы, которые решаются устно и конфиденциально».

Наведение мостов

Последние два года Лукашенко упорно наводил мосты, пытаясь наладить отношения с Западом.

Когда Россия начала в 2008 году урезать денежные субсидии Белоруссии, которые помогали ее экономике удерживаться на плаву, Лукашенко получил кредиты у Международного валютного фонда. В прошлом году Белоруссия присоединилась к инициативе ЕС «Восточное партнерство», которая является первым шагом на долгом пути к членству в Евросоюзе. Европа пообещала ей существенную помощь, если Белоруссия сумеет продемонстрировать прогресс в области прав человека, где ситуация у нее гнетущая.

Еще в воскресенье вечером наблюдатели из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) говорили о том, что их впечатлила более открытая атмосфера во время президентской кампании, и что они могут согласиться с результатами выборов, назвав процедуру голосования приемлемой.

Но уже на следующий день, после того как милиция разогнала протестный митинг оппозиции, а КГБ президента Лукашенко арестовал 630 человек (в том числе, семерых из девяти кандидатов в президенты), западные наблюдатели запели другие песни.

«Эти выборы не смогли дать Белоруссии столь необходимое для нее новое начало, - заявил в понедельник на пресс-конференции глава парламентской делегации ОБСЕ Тони Ллойд (Tony Lloyd). – При подсчете голосов не было открытости. Народ Белоруссии заслуживает большего. В частности, я надеюсь, что правительство даст отчет по поводу арестов кандидатов в президенты, журналистов и активистов-правозащитников».

Лукашенко грозит ужесточением репрессий

На пресс-конференции после завершения выборов Лукашенко взял на себя ответственность за разгон демонстраций и пригрозил новыми жесткими мерами.

«В нашей стране больше не будет бестолковой демократии», - заявил он. «Предупреждаю вас, - добавил он, видимо обращаясь к своим оппонентам, - вы не с тем связались».

Лукашенко также пообещал приложить «все усилия» для налаживания испорченных отношений с Россией. «Мне хватит терпения, чтобы перенести все эти невзгоды и сделать так, чтобы мы не отходили от России», - сказал он.

Ухудшение отношений с Москвой

Но в Москве никто не улыбается. Отношения с Лукашенко портятся уже довольно длительное время. Но российские средства массовой информации с негодованием отнеслись к аресту девяти российских журналистов, освещавших воскресные протесты в Минске.

К тому же появилась информация WikiLeaks. В одной телеграмме из американского посольства, которую широко цитирует российская пресса, излагаются подробности беседы Лукашенко с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом в 2009 году, во время которой белорусский президент «на протяжении всей встречи высказывался в антироссийском духе».

Среди прочего, Лукашенко выразил надежду на то, что Эстония и другие прибалтийские страны воспрепятствуют строительству «Северного потока». Это любимый проект российского премьер-министра Владимира Путина, предусматривающий прокладку газопровода в Германию по дну Балтийского моря.

Согласно сообщениям на сайте, Лукашенко также жаловался на то, что ему приходится плясать под дудку Кремля, чтобы получать дешевые энергоресурсы. Особое раздражение у Кремля вызвало его утверждение о том, что это Москва спланировала и спровоцировала войну с Грузией в 2008 году.

«Никакой любви не осталось, - говорит директор независимого аналитического Центра политических технологий из Москвы Алексей Макаркин. – Что нам не нравится в Лукашенко, так это его двурушничество. Он многое обещает, но не выполняет свои обещания».

«Мы больше не будем защищать его режим от европейских обвинений в том, что он нарушает права человека и так далее, что мы делали в прошлом, - заявляет он. – У нас нет альтернативы, и поэтому он нам нужен. В будущем наши отношения будут прохладными, но практичными».