Меняя курс в отношениях с Белоруссией
Политика ЕС в отношении Белоруссии разорвана в клочья. Два года контактов с режимом Александра Лукашенко, прямое сотрудничество в рамках программы «Восточное партнерство» и мягкий нажим, направленный на обеспечение хоть какой-то деятельности демократов в стране – все это закончилось крахом 19 декабря, когда милиция подавила смелые массовые протесты против подтасовок на выборах. Были проведены рейды и обыски в независимых средствах массовой информации и неправительственных организациях, сотни борцов за демократию оказались за решеткой, где они ожидают суровых приговоров. То был мрачный день – как для демократической оппозиции Белоруссии, так и для хваленой «мягкой силы» Европы.
Европейских политиков эти события застали врасплох. Многие из них в шоке и ужасе наблюдали в своих странах за репрессивными действиями милиции. А ведь они (вместе со своими белорусскими партнерами) напряженно работали над перезагрузкой отношений с Белоруссией, поставив на кон свой личный авторитет. Их чувства возмущения нашли отражение в том резком осуждении, с которым выступили в СМИ министры иностранных дел Швеции, Чехии, Польши и Германии. И тем не менее, в официальных заявлениях почти ничего не говорится о том, как Евросоюз должен поступить в ответ. А сейчас необходима перезагрузка перезагрузки – то есть, разворот на 180 градусов.
Демократия в Белоруссии находится в состоянии гуманитарной катастрофы. Многие люди оказались за решеткой, у многих нет теплой одежды, достаточного питания, необходимых медикаментов, отсутствует юридическая помощь. После освобождения они продолжают подвергаться преследованиям милиции, их лишают работы, выгоняют из вузов. Все они нуждаются в защите и финансовой поддержке. Европейский Союз должен незамедлительно оказать им помощь, действуя через посольства, благотворительные организации, а также прибегая к услугам отдельных граждан.
Хуже всех приходится 23 задержанным, находящимся в тюрьмах КГБ, включая кандидатов в президенты от оппозиции и их соратников. По данным Amnesty International, их пытают. Здоровье как минимум двоих из них – Андрея Санникова и Владимира Некляева – быстро ухудшается, и им требуется немедленная медицинская помощь. Европейский Союз обязан потребовать гуманного отношения к заключенным, предоставления им встреч с врачами, адвокатами и родственниками, а также освобождения задержанных.
Во всех остальных вопросах отношения между Европейским Союзом и Белоруссией должны быть заморожены. Все проекты, такие как планы углубления сотрудничества, участие в программе восточноевропейского партнерства, предоставление кредитов и экономической помощи со стороны европейских организаций должны быть приостановлены вплоть до освобождения задержанных минским режимом.
Придется вновь ввести визовые запреты для минского руководства, которые были отменены два года тому назад. Список лиц, въезд которых на территорию ЕС должен быть запрещен, необходимо пересмотреть и расширить, включив туда виновных в подтасовках на выборах и в зверствах после них. Туда следует внести фамилию Лукашенко, а также глав центральной и региональных избирательных комиссий, руководителей государственных средств массовой информации, офицеров, приказавших силой подавить протесты, следователей из КГБ, начальников тюрем, государственных прокуроров и судей, сотнями выносящих приговоры с политической подоплекой. Это подаст очевидный сигнал государственному аппарату Белоруссии, а также лишит преступников возможности тратить свои вознаграждения во время отпусков и шоп-туров в странах Евросоюза.
Одновременно Европейский Союз должен принять в свои объятия простых белорусов. Многие люди в Белоруссии, пятнадцать лет находящиеся в изоляции и подвергающиеся антизападной пропаганде, даже не уверены в том, что их приветствуют в семье европейских народов. Евросоюз может развеять эти сомнения, проводя либеральную визовую политику, отменив все визовые требования или как минимум предоставляя визы без ограничений нормальным гражданам. Это станет проявлением солидарности с обществом, оказавшимся в осаде. Со временем открытые границы усилят позиции тех белорусов, которые видят будущее своей страны вместе с Европой. Польша несколько дней тому назад подала хороший пример, введя собственные визовые ограничения для представителей властей в Минске и отменив плату за визы для граждан Белоруссии.
Европа должна также более активно оказывать поддержку гражданскому обществу в Белоруссии. Несмотря на многолетнее давление со стороны государства в этой «последней диктатуре Европы» есть энергичное и весьма многочисленное демократическое сообщество, отваживающееся говорить свободно, независимо и критически. Это сообщество подвергается мощным нападкам со стороны государственной власти, и выжить оно сможет только благодаря незамедлительной помощи Европы. Некоторые страны Европы, такие как Нидерланды и Швеция, давно уже предоставляют ему финансирование. Но сейчас оно необходимо больше, чем когда бы то ни было. Весь Европейский Союз должен смотреть на белорусское гражданское общество как на легитимный голос этой страны, включая его в любой диалог на тему отношений между ЕС и Белоруссией.
В конечном итоге, ничего хорошего из Белоруссии не получится, пока ею правит Лукашенко. И здесь ЕС должен помнить о имеющихся у него мощных рычагах экономического воздействия, поскольку его страны становятся главными получателями белорусского экспорта. ЕС найдет в этом вопросе партнера в лице Соединенных Штатов, поскольку они по-прежнему стойко поддерживают белорусскую демократию. Европейские лидеры должны также внушить Москве, что «модернизационное партнерство» России с ЕС распространяется и на их общих соседей – включая Белоруссию.
Белорусы называют 19 декабря 2010 года своим «Кровавым воскресеньем». Если Европе хватит мужества, чтобы противостоять Минску, этот день запомнится как начало конца тирании Лукашенко.
Йорг Форбриг – руководитель программы по Центральной и Восточной Европе из Фонда Маршалла «Германия-США»