Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Падающий рубль, длинные очереди и террористический акт пугают Белоруссию

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОчереди в пунктах обмена валюты в Минске
Очереди в пунктах обмена валюты в Минске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Очередь в обменный пункт в супермаркете «Корона» выросла до 52 человек, и многие начали отчаиваться. Некоторые люди ждут уже три дня и даже спали в машинах в тщетной попытке получить доллары и евро. Эта бывшая советская республика находится на грани краха. Цены растут, а белорусский рубль падает. По словам жителей столицы, с прилавков магазинов уже начали исчезать некоторые импортные продукты питания.

Минск, Белоруссия – Очередь в обменный пункт в супермаркете «Корона» выросла до 52 человек, и многие начали отчаиваться. Некоторые люди ждут уже три дня и даже спали в машинах в тщетной попытке получить доллары и евро.

Эта бывшая советская республика находится на грани краха. Цены растут, а белорусский рубль падает. По словам жителей столицы, с прилавков магазинов уже начали исчезать некоторые импортные продукты питания.

Хотя масштабы возникшего кризиса еще не ясны, дурные предчувствия распространяются, и ситуация усугубилась произошедшим на прошлой неделе в столичном метро таинственным взрывом, в результате  которого 13 человек погибли и почти 200 получили ранения.

Похоже, что теракт подорвал доверие к авторитарному президенту страны Александру Лукашенко, который находится на своем посту уже много лет и претендует на роль единственного гаранта безопасности и стабильности. Но последние экономические неурядицы могут еще больше усилиться.

В таких бывших советских странах как Белоруссия самым мрачным показателем кризиса являются очереди. Толпы, собирающиеся возле обменных пунктов, возродили в памяти воспоминания о стыде и лишениях периода до и после распада Советского Союза в 1991 году.

Не успели рабочие расчистить мусор на месте взрыва на станции «Октябрьская», а возле пункта обмена валюты неподалеку от метро образовалась плотная, никуда не движущаяся очередь.

«Вспоминаются 1990-е, когда люди ждали в очереди за хлебом, - говорит 40-летняя домохозяйка Мария Титова, ждущая в очереди в супермаркете «Корона» уже несколько часов. – А сейчас мы стоим в очереди за долларами».

Стремление получить твердую валюту объясняется отчасти возникшими в стране страхами по поводу возможной девальвации белорусского рубля, курс которого правительство страны сделало фиксированным. Но даже при обычных обстоятельствах люди в Белоруссии при заключении крупных сделок отдавали предпочтение иностранной валюте.

Изо всех стран бывшего коммунистического блока Белоруссия, пожалуй, в наибольшей степени напоминает бывший Советский Союз. Со своим властным президентом и активно действующей службой безопасности, до сих пор носящей название КГБ, эта страна, где живет10 миллионов человек, является самой автократической в Европе.

За неполных 17 лет пребывания у власти Лукашенко создал централизованную плановую экономику, основанную на советской модели, одновременно душа частное предпринимательство. Сторонники президента ставят ему в заслугу то, что он спас Белоруссию от диких экономических потрясений, какие были в соседних России и Украине. Однако его оппоненты говорят, что такая система не создала ничего, кроме застоя.

Сегодня Белоруссия в своей борьбе за выживание очень сильно зависит от иностранных подачек. Разозленные очевидными подтасовками на состоявшихся в декабре президентских выборах и последовавшими затем гонениями на оппозицию, западные страны ввели против Лукашенко и его государства санкции, а также практически полностью заморозили связи с этой страной.

Сейчас Лукашенко, похоже, оставили его главные доноры – Россия и Европейский Союз.

Российские лидеры, которые в последние годы часто ссорятся с белорусским президентом, говорят о возможном предоставлении кредита на 3 миллиарда долларов, чтобы помочь Минску справиться с кризисом. Однако здешние эксперты предупреждают, что Россия наверняка потребует взамен весьма болезненных уступок.

Тем временем, валютные резервы Белоруссии снизились с максимально высокой отметки в 3,7 миллиарда долларов в октябре прошлого года на 2 с лишним миллиарда, о чем сообщает Международный валютный фонд.

Сокращение резервов заставило Standard & Poor’s в прошлом месяце понизить долгосрочный валютный рейтинг этой страны.

Центральный банк вынужден сегодня ограничивать выдачу твердой иностранной валюты. Как говорят жители Белоруссии, доллары и евро можно в основном купить лишь на черном рынке по завышенному курсу.

«Я продаю товар по специальному обменному курсу, но сейчас я не могу покупать по этому курсу доллары, потому что их нет, - говорит продавец косметики по имени Олег, который всю ночь прождал в машине своей очереди возле супермаркета «Корона». – Я работаю себе в убыток».

Как говорят экономисты, проблемы возникли в значительной мере из-за попыток Лукашенко заручиться поддержкой избирателей накануне декабрьских президентских выборов. Он залез в государственную казну, чтобы поднять зарплаты и пенсии, а также увеличил субсидии на жилищное строительство и ключевым отраслям промышленности.

Несмотря на эти усилия, он был вынужден прибегнуть к масштабным фальсификациям, чтобы обеспечить себе победу, говорят обозреватели. И это после закрытия избирательных участков привело к массовым антиправительственным протестам.

В результате жестоких действий милиции сотни человек были арестованы, а десяткам лидеров оппозиции сегодня грозит тюремный срок до 15 лет за организацию государственного переворота, как заявляет Лукашенко.

Экономисты, включая экспертов из Международного валютного фонда, призывают немедленно предпринять действенные шаги по сокращению расходов. Однако значимые меры, такие как снижение зарплат, «политически неприемлемы для нынешней власти», говорит независимый минский экономист Сергей Чалый. «Это будет противоречить предвыборным заявлениям».

Вместо этого Лукашенко выступил с предположением о том, что декабрьские протесты, нынешние экономические проблемы страны, а также произошедший на прошлой неделе теракт – все это элементы заговора с целью свержения его власти.

«До президентских выборов мы предвидели попытки целенаправленного и методичного давления на нас, а также усилия по дестабилизации обстановки», - заявил на прошлой неделе Лукашенко.

«Все так и произошло: сначала на рынке валюты, затем на продовольственном рынке, а за ним и взрыв в метро. Это целая цепочка», - сказал он.

Лукашенко принижает значимость экономических проблем страны и предупреждает, что любой, создающий впечатление кризиса, будет наказан.

«Любую панику, в особенности по поводу продуктов питания и валюты, необходимо пресекать, - сказал он. – Виновные в распространении клеветнических измышлений будут нести уголовную ответственность».

Такого рода угрозы стали в Белоруссии обычным делом, как и обвинения со стороны Лукашенко и других официальных лиц в адрес испытывающей мощное давление белорусской оппозиции в сговоре с западными государствами с целью создания нынешних проблем.

Неясно, сколько людей верит таким обвинениям, и оценить уровень поддержки Лукашенко по-прежнему сложно. В Белоруссии почти не существует независимых средств массовой информации, за исключением интернета, а непредвзятые онлайновые информационные агентства часто испытывают на себе атаки хакеров.

Нехватка официальной информации о состоянии экономики ведет к усилению слухов о том, что могут скрывать власти, особенно в связи с недавним терактом.

Слухи о причастности Лукашенко и его спецслужб к теракту в метро активно разрастаются, несмотря на отсутствие доказательств в их подтверждение.

«Экономическая ситуация в стране очень трудная, цены растут на все, а зарплаты остаются без изменений», - говорит 19-летняя студентка Анна Осененко. «И это сделали, чтобы отвлечь внимание», - добавляет она, имея в виду взрыв бомбы.

На просторном Комаровском рынке в Минске попытки Лукашенко скрыть серьезность экономических проблем в стране никак не помогают устранить обеспокоенность продавцов продуктов питания.

«Мы живем на грани, - говорит 43-летняя продавщица с рынка по имени Виктория. – Продуктов на продажу нам хватит до конца недели, а потом мы будем вынуждены закрыться».